Интервью с актрисой Каменского театра Ириной Долинкиной

В июле свой 55-летний юбилей отмечает ведущая актриса Академического музыкально-драматического театра им. Леси Украинки – Ирина Долинкина. Родному театру Ирина отдала без малого 30 лет, сыграв за это время десятки самых разноплановых ролей. Кроме того, она является режиссером-постановщиком замечательных сказок, которые с удовольствием смотрят дети нашего любимого города. Работе с детьми Ирина уделяет немалого своего личного времени, помимо режиссуры детских спектаклей, она ведет театральный кружок в школе, организовывает различные челленджи, с помощью которых хочет пробудить у них интерес к театру. А еще у нее есть мечта – записать цикл аудиосказок, слушая которые, дети (особенно те, у которых есть проблемы со зрением) могли бы развивать свою фантазию и воображение.

 Ирина, когда Вы решили стать актрисой?

–  То, что я хочу быть актрисой, я поняла еще в раннем детстве, когда мы со своими друзьями во дворе сами ставили сказки. Первая наша сказка была «Золушка» и я была ее режиссером. Мы клеили объявления на подъезды, приглашали всех жильцов на наши представления, которые устраивали на улице на детской площадке. Я жила на Черемушках на Комсомольском проспекте (сейчас проспект В. Стуса). В то время все жили дружно, все в подъездах хорошо знали друг друга, знали кто чем занимается. Время было тогда другое и люди были другие – более открытые и дружелюбные. Поэтому некоторые жильцы, в основном – бабушки, приходили посмотреть на нас, на наши спектакли. Это были первые наши зрители. Помню, что почему-то тогда никто не хотел играть роль Принца и так как я была организатором этого проекта, то Принца пришлось играть мне самой. Это был мой первый актерский и режиссерский опыт, и я уже с детства точно знала, что буду актрисой.

– У Вас, если не ошибаюсь, два актерских образования, верно?

– Не совсем так. В Днепропетровском колледже культуры я получила диплом «Режиссер массовых праздников», а затем я поступила в Харьковский институт искусств, где уже действительно получила актерское образование. Но хочу сказать, что с нашим театром я была знакома гораздо раньше. Я тут училась в театральной студии, которая существовала при театре в середине 80-х годов. Я прошла конкурс и год в ней проучилась. Но потом в театр пришел новый руководитель и студию расформировали. Это произошло в конце июля и случилось так неожиданно, что я даже не успела поехать поступить в театральный колледж, потому что в него поступали тоже в июле. Поэтому подала документы в колледж культуры, поскольку в него вступительные экзамены были в августе.

– То есть Ваша профессиональная актерская деятельность начиналась именно в нашем театре?

– Да, я сразу после школы поступила в театральную студию и нас сразу начали вводить в спектакли. Первый спектакль, в котором меня задействовали, был «Экспромт фантазия». Я играла младшую сестру главной героини. У меня была куча текста, я его постоянно учила и все это вызывало во мне настоящий восторг. Но потом меня «заслали» на так называемые «малые гастроли» на новогодние праздники. И именно тогда я познакомилась со всеми «прелестями» актерской профессии: мы «давали» по три сказки в день, выступали в неотапливаемых клубах, жили в неотапливаемых общежитиях, но все равно у меня интерес к профессии не исчез.  Мне все равно нравилось играть на сцене. Нам даже деньги тогда заплатили! Это была первая моя зарплата и я была в таком восторге, что я не только принесла какую-то пользу людям, но еще и заработала!

– А почему выбрали Харьковский ВУЗ, а не отправились учиться в столицу?

– Так получилось. У меня там друзья учились и предложили тоже попробовать. Я поехала и поступила. Но мне очень понравился город, я в него буквально влюбилась, очень понравился институт. Я училась с удовольствием и у меня остались самые приятные воспоминания об этом периоде. Когда я училась на втором курсе, к нам в институт пришли из Харьковского ТЮЗа в поисках молодой актриса для амплуа «травести». Они прослушали ряд студенток с четвертого и третьего курса, но никого не нашли и в итоге добрались до нашего второго курса и предложили мне у них поработать.  Я, естественно, согласилась и уже со второго курса параллельно с учебой работала в Харьковском ТЮЗе, где вошла во все ведущие спектакли, в котрых предусматривалась роль для моего амплуа. Интересно, что в ТЮЗе раньше гастроли начинались в апреле-мае, а в июне, труппа возвращалась обратно. Так случилось, что в театре тогда заболела основная «травести» и мне нужно было ехать на гастроли вместо нее. Мне написали какое-то письмо от ТЮЗа в институт, и я поехала на гастроли с театром в Волгоград, где мы два месяца «колесили» по всей Волгоградской области. А в институте в это время была сессия и до меня дозваниваются и говорят, чтобы я срочно возвращалась и сдавала экзамены, иначе меня выгонят из института – нельзя отсутствовать столько времени! Меня срочно посадили на самолет и как только я прилетела меня сразу отправили сдавать «Историю КПСС», а затем – «Гражданскую оборону» и там, согласно заданию в билете, мне нужно было найти и рассчитать укрытие, которое могло бы меня защитить при ядерном взрыве. Как вы видите – это оч-ч-ч-ень нужные для актеров предметы.  Не помню уже, что я там тогда считала, но мне сказали: «Долинкина, все, ты убита», – но как-то зачет все-таки тогда поставили. И дальше я вошла в сессию, подключился директор театра и меня все-таки не выгнали из института за мои гастроли.

– Скажите, если бы не актерство, то какую другую профессию вы бы выбрали?

– Наверное, педагогику. Потому что эта профессия идет за мной след в след уже много лет, и я преподавала и преподаю в разных местах. У меня педагогического стажа уже четверть века. Я всегда кого-то чему-то учу. Вот и сейчас, после интервью, буду бежать на репетицию сказки «Кошкин дом» в который буду «вводить» молодого актера Ивана Скибу. А еще я сейчас преподаю в гимназии №6 «Основы театрального искусства». У меня там есть театральном кружок «Золотой ключик», с которым мы участвуем во всех городских фестивалях и «берем» обычно вторые места, потому что первые занимает «10 квартал». А у нас по сравнению с ними очень мало ресурсов. Мы против них как трехколесный велосипед против спортивного байка. Потому что у гимназии не хватает ресурсов ни на декорации, ни на костюмы и мы все это делаем сами. Я остаюсь в школе, чтобы хоть как-то, хоть чуть-чуть научить детей осознанно думать, что-то творить самим, а не получать уже готовый продукт.

– Кто-то из Ваших учеников после школы пошел в актеры?

– В актеры – пока нет, но многие выбирают творческие профессии. Например, у нас в театре есть гример, Юлечка, так она как раз моя бывшая ученица. Некоторые поступили учиться на журналистов, но они всегда говорили, что им то что я им давала, им очень пригодилось. Очень многое в выборе будущей профессии зависит и от родителей. А родители хотят, чтобы у их детей были не «воздушные» профессии, которые очень зависимы от многих факторов. Вот взять, например, ситуацию с карантином. Как можно было нам в нашей «воздушной профессии» приспособится к этой ситуации и продолжать заниматься творчеством. Кто-то читал, кто-то смотрел фильмы и записи спектаклей, но ведь и нам нужно что-то производить. Для меня это необходимость. Я, например, не могла сидеть дома просто так. Я подумала, что если я начинаю скучать, значит и все вокруг тоже начинают скучать. Поэтому я решила организовать челлендж и предложила всем желающим крутить пои, это такие шары, связанные веревкой, и при этом еще говорить скороговорки. Работа с пои позволяет развивать координацию и задействовать одновременно оба полушария мозга. У человека обычно одно полушарие работает, а другое – спит. И когда включаются одновременно два полушария, то это значительно повышает возможности мозга.  Вот я и предложила, чтобы дети на карантине пробовали этим заниматься, записывали на видео и присылали нам в театр. И сейчас победители этого челленджа получат от театра пригласительные билеты на спектакль. Мне удалось еще и мам участников задействовать. Они должны были в конце выступления своих детей «войти» в кадр и отгадывать загадки, связанные с театром.

– Известно, что актеры очень суеверные люди. А Вы подвержены суевериям, есть у Вас какие-то особые приметы или ритуалы перед выходом на сцену?

– Традиционно, всегда, когда падает роль, мы на нее садимся. Это есть. Но в принципе я не могу назвать себя суеверной. Я считаю, что всегда нужно иметь в себе Веру. Я каждое утро прошу Создателя, чтобы он дал мне Веру, Надежду, Терпение, Прощение, Любовь и возможность творить. Мы своими мыслями и своими желаниями создаем свое настоящее и будущее. Наши мысли способны создавать реальность. Поэтому я всем советую каждое утро, проснувшись, поблагодарить Создателя, Всевышнего, природу, землю, небо и попросить их научить надеяться, верить, любить, терпеть, прощать и, главное, творить!

– Есть на Земле место, где Вам бы хотелось побывать?

– Конечно. Прежде всего я хочу побывать в Иерусалиме в храме Гроба Господнего. А второе место – это Шаолинь. Потому что я обожаю Китай, увлекаюсь его культурой, его традициями и занимаюсь гимнастикой цигун. Цигун, как известно, может быть жестким боевым и мягким, оздоровительным. Я  занимаюсь направлением Чжун Юань цигун мастера Сюи Минтана, который является директором Пекинского медицинского исследовательского института «Кундавелл». Вот именно поэтому я очень хочу побывать в Китае и посетить этот институт.

– А если бы у Вас была возможность попасть в любую историческую эпоху, какой бы период выбрали?

– Будущее. А люблю жанр фантастики и фэнтези и потому хотела бы побывать в будущем и посмотреть, что нас ждет впереди.

– Скоро Вы отметите свой 55-летний юбилей. А в следующем году будет 30 лет, как Вы работаете в нашем театре. Как Вы вообще относитесь к юбилеям?

–  Я к юбилеям отношусь осторожно. Для меня это некая точка для структурирования накопленного опыта. Это время, когда можно пересмотреть и оценить, что ты уже сделал, а что еще пока не успел и наметить планы на будущее.

– А можете поделиться своими планами на будущее?

–  Мне очень хочется записать с артистами цикл аудиосказок. Сейчас дети буквально с первых лет жизни уже «живут» в мобильном телефоне: смотрят там мультики, ролики, играют в игрушки и так далее. Они пользуются уже готовым материалом и из-за этого у них начинает тормозиться развитие воображения. Дети перестают читать. Они привыкают воспринимать информацию как картинку. Поэтому у меня есть такая социальная идея – записать аудиоверсии самых известных мировых и украинских сказок, тех, что предлагает для изучения школьная программа для начальных классов, и распространять их как учебный материал. Я уверена. Что они нужны детям. Например, у нас в городе есть садик для детей, которые очень плохо видят. Им совершенно нельзя смотреть телевизор и какие-либо видеозаписи. И аудиосказки помогут им не только скрасить их жизнь, но и станут окном в большой мир. Чтобы дети, воспринимая сказочные истории на слух, могли самостоятельно рисовать образы их героев в своем мозгу. Это очень полезно для развития фантазии. А еще я хочу, чтобы у нас при театре был организован родительский клуб. Чтобы это клуб посещали дети вместе со своими родителями. Меня очень волнует, что родители сейчас уделяют очень мало времени и внимания своим детям. Они постоянно чем-то заняты. Я это понимаю. И понимаю, что родителям и детям очень тяжело найти общее дело, которое увлекло бы всех членов семьи. Поэтому мне хочется создать своеобразный родительский или семейный клуб, куда бы родители приходили со своими детьми разного возраста. В этом клубе можно читать в открытом формате детские пьесы и сразу же их обсуждать. Могут быть экскурсионные и ознакомительные программы по театру. Я, работая в школе, сталкивалась с тем, что не только школьники, но и их родители очень часто практически ничего не знают о театре. Поэтому им нужен своеобразный театральный ликбез.

– А в основной актерской профессии у Вас есть какие-то планы?

– Да, я хотела бы сыграть в спектакле «Вражда» по пьесе Анны Чайки о двух актрисах, которые выясняют между собой отношения. В нем перемешаны самые яркие и негативные человеческие эмоции: амбиции, проблемы, обиды, зависть, тщеславие. Хотя я лично всегда выступаю за содружество, а не за конкурентность. Но на сцене, в творческом материале, я бы хотела проработать эти качества, которые в той или иной мере есть у каждого артиста.

Виталий Баранник

СПРАВКА. Ирина Долинкина – ведущий мастер сцены Академического музыкально-драматического театра им. Леси Украинки г. Каменского.

В театре работает с 1991 года, за это время сыграла более сорока ролей.

Ирина Долинкина трижды лауреат Высшей театральной премии Приднепровья «Сичеславна» в номинации «Лучшая женская роль в спектакле для детей»:
в 2000 году за роль Цу в сказке «Журавлиные перья» Д. Киносита;
в 2008 году за роли Мыши и Жабы в сказке «Дюймовочка» Г.Андерсена;
в 2013 году за роль Чучундры в сказке «Рикки-Тикки-тави» Р. Киплинга.

В постановке Ирины Долинкиной на сцене театра шли спектакли «День рождения кота Леопольда» А. Хайта, «Волшебная дудочка» В. Катаева, по её собственным сценариям: «Сказки старого дуба», «Смурфетта и Ворчун в Стране Сказок». Ирина режиссер целого ряда концертных программ оркестра и солистов театра, множества игровых программ и праздничных интермедий.

3

2

1

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *