Рубероидная европеизация в Каменском

На минувшей неделе многие деловые издания Украины, России и Чехии распространили информацию о покупке чешской компанией «Sweetondale CZ s.r.o» у российской корпорации «Технониколь» ее украинских активов. Речь идет о трех промышленных предприятиях – завода по производству минеральной теплоизоляции в Черкассах и двух заводов по производству полимерной изоляции и битумно-полимерных материалов в Каменском.
Об этом сообщил исполнительный директор «Sweetondale» Тихомир Лилович во время пресс-тура на черкасское предприятие. По его словам, компания закрыла сделку по покупке заводов в Черкассах и Каменском в феврале 2018 г., после переговоров, которые велись три года. Также были озвучены планы нового владельца из Чехии инвестировать несколько миллионов евро, нарастить производство на 10% и расширить экспорт. Правда, все это относится к черкасскому заводу, приоритетному для компании.
Поэтому о заходе в нашу городскую индустрию долгожданных зарубежных инвестиций, пока говорить, похоже, преждевременно. Но не только это обстоятельство остужает эйфорию от положительного факта «европеизации» двух каменских заводов. К сожалению, целый ряд существенных моментов дают основания предположить, что смена собственников в значительной мере носила формальный характер, фактически же изменения больше напоминают обычную смену вывески.
Во-первых, слишком уж огромна разница в «весовых категориях» между российским продавцом каменских заводов и их чешским покупателем. Корпорация «Технониколь» – один из крупнейших международных производителей стройматериалов. В состав корпорации, существующей с 1992 года, входят 52 завода в России и шести европейских странах (Белоруссия, Литва, Чехия, Италия, Великобритания, Германия), их продукция поставляется в 95 государств на разных континентах. По данным корпоративного сайта, по итогам 2017 г. реализация продукции «Технониколь» составила около 80 млрд. руб. – более миллиарда долларов.
Общество с ограниченной ответственностью «Sweetondale CZ s.r.o» основано в 2012 году с уставным фондом 200 тыс. чешских крон (примерно 240 тыс. грн.). Первоначально специализировалось на инжиниринге и лизинге промышленного оборудования, но в 2014 году решило заняться производством. Уже через год начались переговоры между руководством компаний «Технониколь» и «Sweetondale» и в 2017 были достигнуты договоренности о покупке последней трех заводов на территории Украины, завершившиеся оформлением сделки 16 февраля 2018. (Эти и все последующие данные взяты из открытых источников).
Сумма продажи не афишируется, но это не так уж и важно – сам этот факт никак не укладывается в рамки элементарной деловой логики и корпоративной бизнес-стратегии «Технониколь». А она является последовательно экспансивной в плане расширения собственной базы и ее географии. Так, только за последние несколько лет корпорация приобрела производственные активы в Италии, Шотландии, Чехии, начала подготовку строительства заводов в Индии и Казахстане.
…При этом готовые и загруженные заказами заводы, а вместе с ними и рынок сорокамиллионной страны в самом центре Европы, добровольно отдаются конкурентам, причем в лице молодого малоизвестного ООО, пусть с европейской регистрацией, но без производственной истории. Возможно ли такое? Со всех точек зрения, сценарий не более реалистичен, чем если бы например, «Кока-кола» решила продать свои заводы в некой стране скромному провинциальному заводу продтоваров.
Внезапный внутренний финансовый кризис в корпорации, заставивший срочно продавать активы, тоже маловероятен. Согласно журнала «Forbes», в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом число долларовых миллиардеров в России увеличилось с 96 до 106. В компанию тех, чье состояние впервые превысило заветную отметку в миллиард долларов, попали совладельцы корпорации «Технониколь» Игорь Рыбаков и Сергей Колесников, с одинаковым показателем 1,2 млрд. долларов. Годом ранее эти цифры составляли 900 млн. у каждого. Дополнительным штрихом к картине финансового благополучия корпорации является появившаяся в российских СМИ осенью прошлого года информация о намерениях ее совладельца Игоря Рыбакова приобрести самого составителя престижного рейтинга богатейших людей РФ – российского подразделения «Forbes».
О номинальном характере сделки свидетельствуют и данные информационного ресурса «Наші гроші». Согласно них, завод в Каменском по-прежнему входит в орбиту корпорации «Технониколь» российских бизнесменов Сергея Колесникова и Игоря Рыбакова. К 2016 году он был зарегистрирован на подконтрольные им ООО «Миар» и ООО «Инвест-Кровля» с пропиской в Москве. В 2016 году завод в Каменском перерегистрирован на чешскую компанию «Sweetondale CZ s.r.o» (99%) и ООО «Альянс-Техно-Трейд» (1%, г. Каменское), в июне 2017 переименован в «Завод «Свитондейл».
По состоянию на конец 2017 г. конечным бенефициаром завода числился прописанный в Чехии Горак Радован, он же – контроллер двух фирм-владельцев «Свитондейл». Согласно чешского бизнес-реестра, Радован является одним из исполнительных директоров чешской фирмы-контроллера завода «Свитондейл ЦЗ с.р.о.». Эта компания с уставным фондом 200 тыс. крон основана в 2012 году, ее единственным акционером является «Gib General Idea Brothers Holdings Limited» (Кипр). По данным российского бизнес-реестра, этот же кипрский оффшор является совладельцем упоминавшегося ООО «Инвест-Кровля», аффилированного с корпорацией «Технониколь», – утверждает проект «Наші гроші».
Каков же практический смысл всех этих многоходовых маневров? Наиболее очевидная в нынешних реалиях версия – уход от санкций, –возможна, но скорее как превентивная мера. На сегодняшний день ни корпорация в целом, ни оба ее владельца персонально, не фигурируют в санкционных списках. Но с учетом ситуации, ключевые слова в этой фразе – «на сегодняшний день». Владельцы «Технониколь» органично интегрированы в российский истеблишмент, Сергей Колесников входит в целый ряд близких к правительству РФ структур. По данным «Википедии», он является членом Президиума Генерального Совета и руководителем Антимонопольного Комитета Общественной организации «Деловая Россия», общественным омбудсменом по антимонопольному законодательству, общественным представителем уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. В 2015 году за активную общественную деятельность отмечен благодарностью президента Путина.
Подсказка относительно прагматичных целей показательной смены географических координат владельца каменских заводов может содержаться в самом заголовке упомянутой публикация проекта «Наші гроші» от 11 ноября 2017 г.: «Мариупольские коммунальщики заказали одесситам рубероид завода россиян на Днепропетровщине». Речь в ней идет об открытых торгах, по результатам которых был закуплен рубероид каменского завода «Технониколь» на 109 тыс. грн. О допущенных в ходе торгов нарушениях ничего не говорится, но акцент на российских корнях производителя – сделан недвусмысленный. Видимо, новая репрезентативная европейскость, – и призвана упредить подобные претензии во время будущих тендеров.
В принципе, мотивы вполне понятны, да и с точки зрения права, ничего незаконного во всем этом нет. Есть основания говорить о попытке повлиять на общественное мнение путем, скажем так, дозированной интерпретации информации, но нам ли к этому привыкать? А еще есть повод в очередной раз с грустью констатировать: серьезные западные инвестиции в реальный сектор экономики города, как и Украины в целом, за все годы независимости так и не пришли. В основном мы по-прежнему видим или локальные вложения в торговлю и аграрный сектор, или же – оффшорный круговорот отечественных и российских капиталов. А это, к сожалению, совсем не те рычаги, которые способны быстро переставить экономику страны на путь ускоренного развития…

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *