Жилищно-коммунальные услуги: абонплата за коммуналку и пеня за долги

В этом году начало мая для многих украинцев ознаменовано не только пока традиционными майскими праздниками, но и серьезными изменениями, которые произошли с легкой руки народных депутатов и правительства в сфере регулирования жилищно-коммунальных услуг. С 1-го мая с. г. пеня за долги по оплате жилищно-коммунальных услуг стала не чем-то эфемерным и оторванным от жизни, а реальностью. Давайте поговорим об этом более подробно.
Новый Закон о жилищно-коммунальных услугах
Возможно, некоторые наши читатели помнят довольно бурное обсуждение в социальных сетях (и не только в них) принятие обновленного Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 9 ноября 2017 года № 2189-VIII (далее – Закон № 2189). Согласно Заключительных и переходных положений Закона № 2189, этот нормативно-правовой акт вступает в силу с 1-го мая с. г. (за исключением некоторых статей, касающихся регулирования предоставления услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, управления домом и др.), в то же время старый закон о жилищно-коммунальных услугах (2004 г.) прекращает свое действие. Ну вот, наступило 1-е мая. Как говорится, дождались! Теперь у каждого из нас есть не только теоретическая, но и в самом ближайшем будущем практическая возможность познакомиться с нормами Закона № 2189 и ощутить все «новаторство» народных избранников на себе, точнее на своем кошельке.
Порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг
В соответствии со статьей 9 Закона № 2189 потребитель осуществляет оплату за потребленные жилищно-коммунальные услуги ежемесячно, если иной порядок и сроки не определены соответствующим договором. Потребитель не будет освобождаться от оплаты жилищно-коммунальных услуг, полученных им до заключения соответствующего договора.
Что это означает на практике? А это означает, например, что если потребитель услуг теплоснабжения по каким-либо причинам не заключил письменного договора с теплоснабжающим предприятием, но в течение отопительного сезона пользовался централизованным отоплением, то он будет обязан оплатить услугу полностью даже при отсутствии факта заключения письменного договора. Следовательно, теперь разговоры о том, что, мол, «я не заключал с ними никакого письменного договора, поэтому не обязан им ничего платить», сами по себе лишены правового смысла.
Добавим, что по желанию потребителя оплата жилищно-коммунальных услуг может осуществляться путем внесения авансовых платежей согласно условиям договора о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг.

Пеня за долги
Разговорами и угрозами о введении пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг никого не удивишь, ведь об этом власти говорят уже много лет. Однако теперь ситуация в сфере правового регулирования жилищно-коммунальной хозяйства изменилась в корне, и правительство перешло от слов к делу. Пеня за коммунальные долги стала реальностью для каждого из нас.
Итак, в соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 2189, которая называется «Ответственность за ненадлежащее исполнение договора», в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги потребитель обязан уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не больше 0,01 процента от суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100% общей суммы долга.
Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.
Пеня не начисляется при наличии задолженности государства за предоставленные населению льготы и жилищные субсидии и/или наличия у потребителя задолженности по оплате труда, подтвержденной надлежащим образом.
В начале этого года Сергей Лысак, директор Каменского центра бесплатной правовой помощи, в интервью одному из городских СМИ рассказал о механизме применения положений статьи 26 в случае несвоевременной оплаты потребителем коммунальных платежей. Сергей Александрович сообщил, что при наличии коммунальных долгов потребителю насчитают пеню. Ее размер может быть указан в договоре. Вместе с тем он подчеркнул, что пеня не может превышать 0,01 % суммы долга за каждый день просрочки. А общий размер уплаченной пени не должен превышать общей суммы долга. Само же начисление пени начинается с первого рабочего дня, который наступает за последним днем граничного срока внесения оплаты за коммунальную услугу. Кроме того, Сергей Лысак обратил внимание на то, что в соответствии со статьей 58 Конституции Украины закон в Украине не имеет обратной силы. А это значит, что пеня по коммунальным услугам может начисляться только относительно тех долгов, которые возникнут с 1-го мая 2019 года. Он также отметил, что согласно статьи 26 Закона № 2189, пеня не будет начисляться потребителю, если есть задолженность государства по предоставлению льготы или жилищной субсидии. К тому же, если потребитель документально подтвердит, что работодатель задерживает ему выплату зарплаты, то и в этом случае пеня не начисляется.
Народный депутат Украины Алена Бабак (фракция «Самопомич») в своих интервью по поводу введения в действие Закона № 2189 уточняет, что нововведение касается ситуации, когда оплата за услуги ЖКХ не была внесена вовремя до 20-го числа месяца или на другую дату. «Это означает, что 100 дней просрочки – это 1% от суммы задолженности, то есть в год максимальная сумма пени составляет 3,65%», – добавила г-жа Бабак.

Абонплата за жилкомуслуги

Согласно статьи 1 Закона № 2189 плата за абонентское обслуживание –это платеж, который потребитель уплачивает исполнителю коммунальной услуги по индивидуальному договору о предоставлении коммунальных услуг в многоквартирном доме (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и по поставке и распределению электрической энергии) для возмещения расходов исполнителя, связанных с заключением договора о предоставлении коммунальной услуги, осуществлением распределения объема потребленных услуг между потребителями и взысканием платы за потребленные коммунальные услуги, а в случаях, определенных этим Законом, также и расходы на обслуживание приборов – распределителей тепловой энергии и/или узлов учета, которые обеспечивают индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартирах (помещениях) многоквартирного дома.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Закона № 2189 в случае, если совладельцы многоквартирного дома самостоятельно не выбрали одну из моделей организации договорных отношений (индивидуальную или коллективную) и/или не пришли к согласию с исполнителем о размере платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставку соответствующей коммунальной услуги, между исполнителем соответствующей коммунальной услуги и каждым сособственником будет заключаться индивидуальный договор о предоставлении коммунальной услуги. При заключении индивидуального договора потребителем будет уплачиваться плата за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется Кабинетом министров. Также предусмотрено, что максимальная плата за абонентское обслуживание определяется отдельно для услуг поставки тепла и горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотвода, обращения с бытовыми отходами.

В заключение

Как отметил в своем Facebook вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко, Закон № 2189 вступил в силу в результате двух лет большой командной работы, которая длилась от момента подачи в 2015-м в парламент законопроекта «О жилищно-коммунальных услугах» и до принятия его в ноябре 2017-го.
По его словам, этот закон «запускает рынок жилищно-коммунальных услуг, устанавливает четкие правила взаимоотношений между потребителями и поставщиками услуг, дает потребителям механизм защиты своих прав». Вице-премьер-министр пояснил, что этот Закон – сложный, однако необходимый, «чтобы обеспечить качественные услуги потребителям, чтобы двигаться к европейским стандартам и энергоэффективности». В целом, Закон № 2189 является одним из ключевых в реформе энергоэффективности, и что сейчас идет работа «над подзаконными актами, методиками и дополнительными правилами, чтобы закон заработал правильно и в полную силу».
Когда Закон № 2189 «заработает» в полную силу, пока не ясно, ведь не все подзаконные акты были приняты. Однако, представляется, его негативные стороны и недоработки ощутят на себе многие рядовые потребители уже в самое ближайшее время.

Игорь Ворон, юрист.

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *