Телефонный шантаж: как уберечь себя и своих близких от мошенников

С развитием современных технологий, повсеместной доступности мобильной связи появляется больше технических возможностей как для обмана людей, так и для применения разного рода противозаконных методов психической обработки жертв «телефонного терроризма». Как показывает жизнь, пострадать от телефонных мошенников либо стать их потенциальной мишенью может практически каждый из нас. Уделяя этой проблеме должное внимание, совсем недавно начальник Главного территориального управления юстиции в г. Киеве Станислав Куценко на сайте столичного управления юстиции предоставил свои разъяснения по поводу телефонного шантажа. Предлагаем нашим читателям познакомиться с ними более подробно.
Пример из жизни
Станислав Куценко рассказал об одной из многочисленных схем мошенников, которую используют также и недобросовестные коллекторы (т. е. люди или организации, которые зарабатывают себе на жизнь тем, что «выбивают» долги). «Если не выполните наши условия, ваши фото будут опубликованы в сети», – такие сообщения поступали Наташе практически еженедельно. А все началось с того, что родные женщины взяли кредит в размере 7 тысяч гривен, а вернуть вовремя не смогли. Поэтому коллекторы постоянно звонили и угрожали всевозможными наказаниями за невозврат долга. А потом вымогатели перешли от слов к делу: прислали женщине по телефону смонтированные обнаженные фотографии с лицом Наташи с и угрозами, что выложат эти фото во все социальные сети, если Наташа полностью не рассчитается по долгам ее родственников. Именно она должна им срочно вернуть весь долг и вдобавок к нему значительную пеню и иные «штрафные санкции»…
Имеют место случаи, когда подобные угрозы или такого рода шантаж может быть использован и в отношении детей, в школьных коллективах, когда старшеклассники ради развлечения травят и терроризируют сверстников.

Некоторые примеры мошеннических схем
Одна из наиболее распространенных уловок телефонных мошенников касается возможных происшествий с самыми близкими родственниками человека, которого они выбрали в качестве своей жертвы. Шантажируют тем, что если быстро не заплатишь, близкий человек попадет в тюрьму. Например, звонят с неизвестного номера и представляются сотрудниками внутренних органов. Сообщают, что близкий человек задержан. Могут указываться разные причины (ДТП, незаконное хранение оружия, совершенное убийство, наркотики, нанесение телесных повреждений другому лицу и т. п.). Затем передают трубку якобы близкому человеку, который говорит взволнованным, нечетким голосом или шепотом, что попал в беду. Затем телефон снова передается «полицейскому», который предлагает свою помощь в этой ситуации. Деньги за услуги просят привезти не в отделение, а в определенное место, объясняя это боязнью быть пойманным за взятку. Если жертва соглашается передать деньги, то звонящий сообщает место, куда их необходимо привезти и передать курьеру.
Другая распространенная схема – «просьба о помощи». На телефон жертвы мошенников поступает сообщение с незнакомого номера с просьбой перевести деньги не на обычный номер, а на тот, с которого пришло СМС, либо на указанные в этом же сообщении счет или банковскую карту. При этом жертву стараются всевозможными способами убедить, что эта просьба исходит именно от самого близкого человека. Шантаж в том, что если сразу не перевести деньги, что родному человеку будет очень и очень плохо. Либо, наоборот, сообщение не содержит ничего пугающего (попал в маленькую неприятность, но нужны срочно деньги). Здесь расчет на то, что редко кто откажется оказать небольшую услугу близкому человеку или знакомому.

Что делать в случаях, когда поступают угрозы или шантаж
Совет 1. Никогда немедленно не выполняйте требования мошенников. Если вы получили по телефону сообщение с угрозами, прежде всего возьмите себя в руки, успокойтесь, насколько это возможно в такой ситуации, и главное: не паникуйте. Дело в том, что мошенники только на это и рассчитывают, надеясь, что вы растеряетесь и просто сразу сделаете то, что они требуют. Для них важно сломить ваше психологическое сопротивление внешнему воздействию именно в самые первые минуты, когда наиболее высок эмоциональный накал, и, наоборот, рассудок не включился, а трезвый анализ ситуации еще не сделан. Нельзя поддаваться мошенникам и идти на поводу у них.
К сожалению, приходится констатировать, что и мошенники, и коллекторы, как правило, используют одни и те же принципы психического воздействия на людей: систематическое психологическое давление на «жертву» в виде постоянных телефонных звонков, причем в самое неудобное время, даже поздней ночью, всевозможных угроз, в том числе и в отношении применения физического насилия или отбора имущества, разглашения личных данных, состояния здоровья, интимной жизни человека и т. д. Форм и методов психического воздействия на людей на самом деле довольно много, среди них есть как относительно «легкие», так и крайне жесткие, применение которых может в кратчайшие сроки довести жертву до крайней степени нервного истощения, подавления воли и сопротивляемости. Хотя само по себе психологическое давление одного человека на другого по Уголовному кодексу не является самостоятельным составом преступления, однако в некоторых случаях оно может быть признаком или составной частью других составов уголовных правонарушений или преступлений, например, вымогательства.
Да, бывает и так, что коллекторские кампании ошибочно звонят именно вам. Такая ошибка, как правило, легко устанавливается, а проблема просто решается без каких-либо негативных последствий для вас. Но если такая «случайная ошибка» становится поводом для дальнейших звонков к вам, то деятельность коллекторов выходит за рамки правового поля. Нужно понимать, что чаще всего коллекторские фирмы зарегистрированы как товарищества с ограниченной ответственностью (ООО) или частные предприятия (ЧП). Их деятельность не имеет ничего общего с исполнением решений судов о взыскании долгов в принудительном порядке. Этим занимаются исключительно государственные исполнительные службы и частные исполнители. А государственные или частные исполнители никогда не применяют такие методы воздействия, как шантаж либо угрозы. Коллекторские фирмы имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, которая не запрещена законом, в том числе и работать с должниками, но только с применением легальных и законных форм и методов такой работы.
Если коллектор или коллекторы пришли к вам домой, то не открывайте им дверь и вступайте в диалог. Лучше в таком случае вызывать полицию. Фактически нет ни одного нормативно-правового документа, который подтверждал бы законность требований коллекторов, в том числе предъявляемых при посещении ими жилья должников.
Совет 2. Всегда думайте о доказательствах и собирайте их.Так, например, сделайте фотографии или скриншоты сообщений, запишите телефонный разговор, телефонные звонки. Попробуйте перезвонить на эти номера с другого телефона. Возможно, это корпоративный телефон. Запишите разговор на диктофон. Максимальное количество доказательств и подтверждений фактов шантажа или вымогательства впоследствии даст возможность полиции быстро провести расследование и принять меры для наказания виновных.
Совет 3. Не выясняйте отношения сами, а обращайтесь в полицию. Помните о том, что по Уголовному кодексу Украины преследуются в уголовном порядке как шантаж, так и вымогательство в любом виде и «под любым соусом». Так, по статье189 Уголовного кодекса «Вымогательство» предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5-ти лет, а по статье 190 УК «Мошенничество» – в виде ограничения свободы на срок до 3-х лет.

Как подать заявление в полицию?
Для того, чтобы правоохранители возбудили уголовное дело, нужно написать заявление на имя начальника отделения полиции и передать его оперативному дежурному. Заявление будет зарегистрировано с присвоением соответствующего номера (именно по нему можно будет потом получить информацию о дальнейшей судьбе заявления). Кроме письменного, закон разрешает также и устное обращение. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывает заявитель и должностное лицо, которое его приняло. Правоохранители обязаны удостоверить личность заявителя, поэтому нужно иметь при себе паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность (водительские права, например). Стоит помнить, что заявление является лишь формальным основанием для возбуждения уголовного дела, фактически же это делают только в тех случаях, когда имеется достаточно данных, указывающих на наличие преступления. Именно на сбор такой информации должны быть направлены действия потерпевшего, о которых говорилось выше. Не позднее чем через 3 дня сотрудники полиции должны инициировать возбуждение уголовного дела или отказать в этом, либо передать заявление по подследственности в другой орган.
Если получен отказ, а у заявителя есть все основания считать, что действия шантажиста могут причинить вред ему или другим, к тому же есть хотя бы минимальная доказательная база, нужно обжаловать такое решение полиции, предоставив копию постановления следователя прокурору в течение 7-ми дней от даты его получения или непосредственно в суде.

Игорь Ворон, юрист.

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *