Правительство пересмотрело Порядок назначения жилищных субсидий: что изменилось

Как сообщили на официальном веб-сайте Министерства политики (https://www.msp.gov.ua), в середине декабря прошлого года Кабмин на очередном заседании, «под елочку», порадовал граждан тем, что усовершенствовал порядки назначения жилищных субсидий и предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. Об этом поговорим более подробно.

О новых изменениях очень кратко
Рассказывая о произошедших изменениях в назначении и предоставлении субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, Министерство социальной политики Украины сделало акцент на следующих моментах:
– во-первых, теперь появилась возможность получать жилищную субсидию домохозяйствам, в составе которых есть лица, официально работающие за границей в странах, с которыми Украиной не заключены договоры о социальном обеспечении, или они находятся за рубежом в период ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
– во-вторых, предоставлено право на получение жилищной субсидии на общих основаниях лицам, которые приобрели право собственности на жилье в течение 12 месяцев перед обращением за назначением субсидии, в частности, путем наследования, и лицам, которые не имеют доходов и в соответствии с законодательством освобождены от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ранее жилищная субсидия таким гражданам назначалась только по решению комиссии);
– в-третьих, расширен перечень каналов информационного взаимодействия между АТ «Ощадбанк» и получателями льгот и жилищных субсидий путем использования мессенджеров;
– в-четвертых, установлен порядок возврата излишне (ошибочно) выплаченных гражданам льгот и жилищных субсидий в денежной безналичной форме.

Теперь о некоторых изменениях более детально
Напомним, что в настоящее время основным документом, который регулирует назначение и предоставление жилищных субсидий, является постановление Кабинета министров Украины № 848 от 21 октября 1995 в редакции постановления КМУ № 807 от 14 августа 2019 г. Последним было утверждено Положение о порядке назначения жилищных субсидий (далее – Положение об субсидиях). Кроме этих нормативно-правовых актов действует постановление КМУ № 373 от 17 апреля 2019 г. «Некоторые вопросы предоставления жилищных субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение твердого топлива и сжиженного газа в денежной форме», которым был утвержден Порядок предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение твердого топлива и сжиженного газа в денежной форме.
16 декабря 2020 года Кабинет министров принял постановление № 1282 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины», которым были внесены изменения в Положение о субсидиях.
Согласно самому последнему толкованию определения понятия «жилищная субсидия», которое дано в пункте 3 Положения о субсидиях, «жилищная субсидия является безвозвратной адресной государственной социальной помощью уязвимым потребителям жилищно-коммунальных услуг — жителям домохозяйств, которые проживают в жилых помещениях (домах) и не могут самостоятельно платить за жилищно-коммунальные услуги, оплачивать расходы на управление многоквартирным домом и расходы на коммунальные услуги в таком доме.
В соответствии с пунктом 14 Положения о субсидиях наличие (отсутствие) в собственности (заявителей) транспортных средств указывается в декларации о доходах и расходах лиц, которые обратились за назначением жилищной субсидии. Здесь в новой редакции изъята норма о том, что «если право собственности на транспортное средство приобретено во время получения жилищной субсидии, гражданин, которому назначена субсидия, в течение 30 календарных дней обязан сообщить об этом структурному подразделению по вопросам социальной защиты населения независимо от размера стоимости транспортного средства».
Согласно подпункту 1 пункта 14 Положения о субсидиях жилищная субсидия не назначается (в том числе на следующий период), если общая площадь жилого помещения превышает 130 кв. метров для квартир в многоквартирном доме, 230 кв. метров для индивидуальных домов (кроме жилых помещений детских домов семейного типа, приемных семей, многодетных семей, семей, в которых на начало месяца, с которого назначается субсидия, проживают трое и более детей, с учетом тех, над которыми установлена опека или попечительство). Ранее предельный размер площади для квартир составлял 120 кв. метров, а для индивидуальных домов — 200 кв. метров.
Согласно пункту 20 Положения о субсидиях, жилищная субсидия по решению комиссии не может быть назначена в случае, когда у члена домохозяйства или у члена семьи лица из состава домохозяйства доходы, которые учитываются при назначении жилищной субсидии, были такими, какие указаны в абзацах 2 – 4 подпункта 3 пункта 14 Положения, и такие лица находились за границей совокупно более 60 дней в течение периода, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии (кроме случаев, указанных в абзацах 2 – 4 пункта 16 настоящего Положения, а также если трудоспособные лица в период, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии, документально подтвердили путем предоставления легализованных в Украине документов приобретение страхового стажа в других странах, или факт ухода за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
По новой редакции пункта 44 Положения о субсидиях заявление и декларация могут быть отправлены по почте или в электронной форме через Единый государственный веб-портал электронных услуг «Портал Дія», официальный веб-сайт Минсоцполитики или интегрированные с ними информационные системы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также информационные системы Минсоцполитики (с наложением квалифицированной электронной подписи).
В соответствии с пунктом 50 новой редакции Положения о субсидияхдля назначения жилищных субсидий на запрос структурных подразделений по вопросам социальной защиты населения (далее – управление соцзащиты) в 5-дневный срок со дня его получения подаются сведения о:
– доходах лиц и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования Пенсионным фондом Украины в порядке, установленном ПФУ и Минсоцполитики;
– доходах лиц из Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов, а также группе плательщиков единого налога, к которой относится физическое лицо – предприниматель, избравшее упрощенную систему налогообложения, — ГНС;
– пересечении государственной границы лицами, у которых обязательно указываются даты пересечения государственной границы, —Госпогранслужбой;
– наличии у лиц транспортных средств — уполномоченными органами МВД;
– реквизитах документов, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданство или право иностранца или лица без гражданства на законных основаниях находиться на территории Украины, — ГМС;
– составе зарегистрированных в жилых помещениях (домах) лиц — органами местного самоуправления;
– обеспеченности граждан жилой площадью и коммунальными услугами – управителями, исполнителями коммунальных услуг, в которых указывается:
– размере цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги и платежей за такие услуги;
– размере взносов/платежей на оплату расходов на управление многоквартирным домом и коммунальные услуги в таком доме.
В то же время теперь в управления соцзащиты не будут передаваться сведения о задолженности по алиментам, так как из пункта 50 был исключен абзац о наличии у лиц задолженности по исполнительным производствам о взыскании алиментов из Единого реестра должников.
Согласно пунктам 58 – 59 нового Положения о субсидиях, если информацию, необходимую для назначения жилищной субсидии (в том числе на следующий период) и автоматического расчета жилищной субсидии на отопительный сезон получить невозможно вследствие ошибки, обнаруженной во время обмена информацией с субъектами предоставления информации, государственными реестрами или др.,управление соцзащиты сообщает гражданину о необходимости исправления ошибки самим заявителем и проводит расчет жилищной субсидии в течение 10 дней после представления им обновленных данных и/или получения необходимой информации.
В случае если в течение 30 календарных дней после получения уведомления о необходимости исправления ошибки заявитель не совершил действий по ее исправлению и/или не представил необходимые документы, управление соцзащиты принимает решение об отказе в назначении жилищной субсидии, о чем информирует заявителя в установленном порядке. Указанный срок может быть продлен по решению комиссии по причинам, признанным комиссией уважительными.
В соответствии с пунктами 60 – 62 Положения о субсидиях управлением соцзащитыв течение 10 календарных дней со дня представления указанных документов и получения информации принимается решение о:
– назначении жилищной субсидии;
– неназначении жилищной субсидии (в случае, когда по результатам расчета жилищной субсидии ее размер имеет нулевое или отрицательное значение);
– отказе в назначении жилищной субсидии;
– передачу документов на рассмотрение комиссии.
В случае принятия решения о назначении (неназначении) жилищной субсидии управление соцзащиты сообщает заявителю о принятом решении в течение 3-х календарных дней со дня его принятия. При этом управление соцзащитысамостоятельно выбирает форму такого уведомления (в бумажном или электронном (при наличии адреса электронной почты) виде и способ для уведомления (личная беседа, почтовая связь, смс-сообщение, электронные средства связи, электронная почта (при наличии), уведомление через Портал Дія).
В случае принятия решения об отказе в назначении жилищной субсидии управление соцзащитысообщает заявителю о принятом решении в течение 3-х календарных дней со дня его принятия. При этом управление соцзащиты информирует заявителя о принятом решении в бумажном виде с вручением соответствующего уведомления под подпись с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.
Согласно новой редакции пункта 70 Положения о субсидиях жилищная субсидия на оплату коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, поставке и распределению природного газа, снабжения и распределения электрической энергии для централизованного, автономного и индивидуального отопления рассчитывается в апреле и октябре с учетом продолжительности отопительного сезона с 16 октября по 15 апреля включительно.

Вместо заключения
Согласно обновленному Положению о субсидиях теперь с помощью мессенджеров можно получить больше информации о льготах и жилищных субсидиях от «Ощадбанка». Также установлен порядок возврата излишне (ошибочно) уплаченных гражданам льгот и жилищных субсидий. Все финансовые операции между банком и клиентом будут проходить в денежной безналичной форме.
В июле 2020 года субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг в Украине получили почти 3 миллиона граждан, а ее средний размер составил 256,73 грн., что на 4% меньше, чем месяцем ранее. Об этом свидетельствует информация на сайте Минсоцполитики, передает УНИАН (www.unian.net).
Есть и другие данные. Как сообщал «Апостроф» (https://apostrophe.ua), в Украине субсидией пользуются более 6 миллионов семей. Как не смотри, а снижение количества субсидиантов выгодно именно власти. Поэтому не случайно, оценивая новые инициативы правительства по пересмотру порядка предоставления жилищных субсидий, СМИ и экспертное сообщество указывают на то, что вновом году значительно возрастет количество украинцев, у которых возникнут проблемы с оплатой коммунальных услуг. Отсюда вывод: тем, кто намеревается с наступившем году получать жилищную субсидию, целесообразно постоянно «контролировать процесс» назначения, перерасчета и выплаты субсидий, а не надеяться на государство. Недаром в народе говорят: «На людей надейся, да сам не плошай».

Игорь Ворон, юрист.

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *