Театр для детей – всегда очень особое действо, и ждут от него, пожалуй, даже больше, чем от «взрослых спектаклей». А когда и актёрами являются сами дети, уровень ожидания тем более возрастает. Сегодняшний спектакль на Новой сцене Академического музыкально-драматического театра имени Леси Украинки стал своеобразным миксом всем понятной детской сказки и современной притчи, которая затрагивает очень взрослые проблемы.
В основе сюжета – история трёх друзей по несчастью, которые преодолевают трудности, недоразумения, личное неприятие друг друга, чтобы понять, помочь, выжить и найти свой путь. А то, что эти друзья Пластиковая Соломинка (Ольга Алексеенко), Правый Оксфорд (Глеб Хавиков) и Шарик (София Алексеенко), только добавляет интриги их приключениям. Для меня как для зрителя стал приятным открытием уровень актёрского мастерства воспитанников Творческой мастерской «Гармония». На одной сцене со взрослыми и опытными актёрами они не «потерялись» и были очень убедительны в своих непростых ролях.
Прекрасная организация сцены, оригинальные костюмы, свет, хореография сделали спектакль динамичным, ярким, живым. Декорации легко переносили зрителей с мусорной свалки на кухню, в океан, куда угодно, легко трансформируясь в разные смысловые образы. Какие-то сцены вызывали смех, какие-то слёзы. Антитеза живого и неживого, жизни и смерти, смысла бытия и самоидентификации – то немногое, в чем пытались разобраться герои этой истории. Образ Пана Черепахи, талантливо созданный Русланом Куксенко, становится как бы связующим звеном между двумя мирами – органического и искусственного. Через юмор и сострадание он доказывает, что компромисс и баланс возможен, как возможна и дружба самых разных существ, и поддержка, и победа над собой.
Важной составляющей спектакля стало видеосопровождение: безумный Профессор (Олег Волощенко) оперирует понятной детям лексикой Тик-Тока и в то же время говорит о серьёзных вещах; картины искалеченных животных и птиц показывают последствия того, что люди бездумно совершают ежедневно, а последняя сцена всё же оставляет надежду на будущее.
Наверное, каждый зритель сделает свой вывод из увиденного в силу возраста и личного восприятия. Для меня это история о том, что с самого детства необходимо говорить о важных проблемах нашего мира: мира, который может однажды рухнуть не только от войн, голода, катаклизмов, но и от того, насколько мы потребительски и легкомысленно относимся к своей Земле. «Покидьки» К.Пеньковой как недетская сказка-притча адресованы детям среднего и старшего школьного возраста, жанр притчи предполагает определенную подготовку, способность абстрагироваться, некий жизненный опыт, потому совсем маленькие зрители, возможно, поняли и не всё. Но очень хотелось бы, чтобы спектакль такого высокого, хорошего фестивального уровня увидело как можно больше и школьников, и их родителей.
P.S. Многое из того, что совершается сейчас, делается не потому что, а вопреки. И сегодняшний спектакль создавался вопреки сигналам тревоги, тяжелым новостям, всему, что переживается каждым из нас. Потому в разы ценнее то, что делается коллективом театра, юными и взрослыми актёрами, чтобы зритель на час окунулся в самобытный мир мудрой сказки, где добро, несмотря ни на что, побеждает зло, выход находится из любой ситуации, а найти себя можно, если ты твёрдо знаешь, чего хочешь от жизни.
Светлана Садовенко.