Categories: Головне

Директор Индустриального колледжа Каменского: колледжи сегодня – это Украина завтра

Не так давно закончилась командировка в США директора Индустриального колледжа ГВУЗ УГХТУ (Каменское). О целях, проблемах и достижениях американской системы образования в сравнении с украинской, результатах и впечатлениях от поездки мы побеседовали с участником этого проекта, директором колледжа Сергеем Бажаном.
– Сергей Петрович, как Вы попали в состав делегации и стали участником этого проекта?
– Сам проект существует уже не первый год. Объявляется конкурс, любой директор колледжа может подать заявку и поучаствовать. В этом году было подано около 250 заявок на 15 мест участников делегации. То, что моя кандидатура была одобрена, я объясняю не только личными достижениями, но и успехами коллектива, которым я руковожу. Благодаря программе Community College Administrators Program (ССАР-2018) руководители украинских колледжей в течение пяти недель имели возможность познакомиться с системой работы колледжей США штата Флорида от истории их становления до той роли, которую они играют сегодня в жизни территориальной общины, штата и страны. Всё финансирование программы – за счёт принимающей стороны, то есть Госдепартамента образования США.
– Для чего же нужны американцам подобные программы?
– Уже приехав туда, мы поняли, что пригласили нас не только на стажировку, но и как экспертов. Сама программа CCAP сосредоточена на расширении доступа к возможностям высшего образования через программы технического и профессионального образования, которые реагируют на потребности рабочей силы на местах и потребности териториальной громады. Программа обеспечивает комплексное изучение феномена комьюнити колледжей в США. Главная идея нашего участия в этой программе, которая была заложена организаторами – изучить опыт США и найти возможности использовать приобретенный американский опыт в условиях Украины. И, должен отметить, организаторам это бесспорно удалось!
– Поделитесь Вашими наблюдениями.
– По мнению американцев, образование – не роскошь, это экономический императив для каждого трудолюбивого и ответственного студента, который имеет возможность себе это позволить.
– Главная особенность колледжей заключается в том, что они являются институтами массового образования, массового доступа, открыты практически для каждого, кто этого желает и стремится получить образование.
– Их ключевая идея – «Тhe open-door colleges».
– Образовательные программы и услуги в колледжах, благодаря своей доступности, невысокой стоимости, разнообразным программам финансовой поддержки, дают шанс на получение образования людям, которые, в большинстве случаев, никогда не учились ни в колледже, ни в университете.
– Выпускники колледжей – инвестиция в будущее страны. Колледж для общества – общество для колледжей. Колледж – важная составляющая успешного экономического развития и обеспечения благосостояния общества, прослеживается тесная связь в решении задач местной общины. Колледж – один из путей формирования сознательного гражданина.
– А с точки зрения принципов финансирования есть разница?
– Есть, и она существенная. Начнём с того, что отношение государства совершенно другое. Хочу процитировать Дж. Байдена на ежегодном пленарном заседании Американской ассоциации колледжей (апрель 2017): «…колледжи представляют лучшее, что есть в США. Колледжи должны оставаться национальным приоритетом США и в дальнейшем, поскольку они для среднего класса являются дорогой к успеху, социальным лифтом, который обеспечивает новые возможности для широкого круга граждан».
Каждый колледж обеспечивается финансированием из госбюджета на 48-52%. Остальное – за счёт желающих получить образование (льготы около 2% имеют только демобилизованные из армии и отличники). То есть за деньги каждого налогоплательщика каждый гражданин может рассчитывать на 50% финансирования из бюджета штата на получение им высшего образования.
– Предвижу возражение многих наших читателей: у нас можно получить образование бесплатно…
– Вы знаете, это – миф. У нас в стране нет бесплатного образования. Есть финансирование за счёт государственного бюджета. И если сравнивать уровень этого финансирования с американским… Наши колледжи поставлены в условия элементарного выживания, когда не хватает денег на «коммуналку», когда лаборатории и мастерские не обновляются годами, не говоря о же постоянной нехватке денег на ремонты, учебники, компьютеры. Поэтому с этой точки зрения доступ к образованию в США является более социальным, экономически и рыночно справедливым.
– Много лет нас убеждали, что образование там доступно далеко не всем…
– Это не так. Например, там нет понятия ЗНО, то есть доступ к образованию есть у всех желающих. Очень развиты технологии дистанционного и гибридного образования, территориальная комфортность (отдалённость колледжа от студента не более часа езды). Для каждого студента формируется индивидуальное расписание, а отсутствие временных рамок на получение диплома позволяет каждому определять время учёбы по своим возможностям и желанию. Есть программы, которые позволяют школьникам старших классов одновременно получать образование и в колледже, так называемая, «Двойная регистрация». Отсутствие ограничений по возрасту позволяет сидеть за одной партой человеку в 17 и в 60 лет. Существует финансовая поддержка со стороны государства и штата. Например, программа «яркое будущее» для одарённых детей, программа займа с возвращением денег после учёбы, гарантированное законодательством получение университетского образования после двухлетнего обучения в колледже.
– В последние годы часто говорится, что в таких количествах колледжи Украине просто не нужны. Если сравнить с ситуацией в США?
– Есть язык цифр. На 22 миллиона жителей Флориды приходится:
– 28 колледжей (800 тыс. студентов получают образование квалифицированных рабочих, младших специалистов и около 6% бакалавров);
– 12 университетов (более 400 тыс. студентов получают уровни бакалавра и магистра).
Исследователями и учёными США выведена формула необходимых специалистов (для экономики США): на 1 магистра нужно 2 бакалавра и 7 выпускников колледжей по программам «associate degree».
Интересным является и соотношение количества студентов послешкольного (высшего) образования к числу жителей:
– Флориды – 10 студентов на 180 жителей штата;
– Украины – 10 студентов на 244 жителей страны.
Другими словами, мысль о том, что у нас «больше колледжей, чем надо», тоже несостоятельна. Просто возможности бюджетов разные. Для сравнения: штат Флорида – ВВП 967,3 млрд. дол., государство Украина – ВВП – 112,2 млрд. дол.
– Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы ситуация в системе украинского образования изменилась?
– Изменения должны быть, прежде всего, на законодательном уровне. Необходимо принять Закон «Про фахову передвищу освіту», провести анализ системы профтехобразования, техникумов и колледжей для изучения возможностей их совместной работы. Всё это требует широкого привлечения бизнеса, работодателей, разных источников финансирования, внедрение методики, когда деньги ходят за студентом.
Необходимо изменение пропорциональности в подготовке специалистов, хотя бы в соотношении – 50% с высшим образованием, 30% на уровне колледжей и 20% на уровне рабочих профессий.
Нужно изменить мотивацию работодателей и бизнеса в подготовке специалистов, в том числе новых специальностей, развитии учебных и практических баз. В Америке мы столкнулись с ситуацией, когда в учебной лаборатории колледжа уже работает оборудование, которое на местном заводе будет установлено только через полгода! То есть колледжи оперативно реагируют на нужды местного, регионального, государственного рынка труда, имеют открытый доступ к перечню перспективных профессий, в том числе новых. Они обеспечивают необходимый кадровый потенциал для развития экономики. У нас же очень часто на образование смотрят как на просителя с протянутой рукой. Но это же просто неразумно. Ведь от того, какого специалиста мы подготовим сегодня, будет зависеть экономика и жизнь Украины завтра.
– Что бы Вы сказали, подводя итог?
– Сегодня перед нами всеми стоит важнейшая задача: построение нового государства. Речь идет о преобразовании нашей страны, в которой жить нам и нашим детям, которую подавляющее большинство из нас, без громких заявлений и лозунгов, укрепляет и развивает ежедневно своим трудом. Ведь у каждого из нас есть индивидуальный план обустройства жизни, свой проект строительства собственного дома. И все мы хотим, чтобы наши намерения реализовались как можно успешнее. А чтобы страна стала успешной, наши собственные проекты должны отвечать потребностям государства.

LDmitriy

Recent Posts

Сади жителів Дніпропетровщини атакують небезпечні вороги

Аномально жарка погода першої половини квітня сприяла стрімкому наростанню середньодобових температур та активному виходу шкідників…

5 хв. ago

У Дніпрі засудили блогера, який знімав на відео вручення повісток на вулиці

Жовтневий районний суд Дніпра призначив умовний термін українцю, який знімав на телефон роботу працівників ТЦК,…

18 години ago

Жителів Дніпропетровщини попереджають про пожежну небезпеку і заморозки

Дніпропетровський регіональний центр з гідрометеорології попереджає: 5-6 травня на території області очікується надзвичайна (V класу)…

19 години ago

На Дніпропетровщині чоловік зберігав в гаражі боєприпаси

Кривірізькі поліцейські викрили чоловіка на зберіганні боєприпасів. У гаражі, на території домоволодіння фігуранта, поліцейські вилучили…

20 години ago

У Кам’янському хлопець приніс до школи підвіски з патронів

У Кам'янському дитина зробила підвіски з патронів 12 та 16 калібрів та принесла їх до…

21 годину ago

У Дніпрі батько та син продавали зброю та боєприпаси

У Дніпрі затримали батька та сина, які займалися продажем вогнепальної зброї та боєприпасів. Про це…

21 годину ago