О военном положении
Режим военного положения в Украине регулируется Законом Украины «О правовом режиме военного положения» от 12 мая 2015 года№ 389-VIII (далее – Закон № 389). При этом нужно обратить внимание на то, что в этот нормативно-правовой акт были внесены важные изменения Законом Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях» от 18 января 2018 года № 2268-VIII.
В соответствии со статьей 1 Закона № 389 военное положение – это особый правовой режим, который вводится в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
Правовой основой введения военного положения является Конституция Украины, Закон № 389 и указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины.
После утверждения президентского указа военное командование получает право вместе с органами исполнительной власти, военными администрациями и органами местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения. Такое право получают Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины, Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины, командование видов Вооруженных Сил Украины, командование сил специальных операций Вооруженных Сил Украины, командование десантно-штурмовых войск Вооруженных Сил Украины, управления оперативных командований, командования соединений и воинских частей Вооруженных сил Украины.
Отменяется действие военного положения указом президента, который может быть принят по предложению СНБО или Верховной Рады.
Права и свободы, которые нельзя запретить
В соответствии со статьей 65 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных самим Основным законом.
В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Однако ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 этой Конституции.
Не противоречат этим конституционным положениям и нормы статьи 20 Закона № 389, где сказано дословно следующее: «1. Правовой статус и ограничения прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц в условиях военного положения определяются в соответствии с Конституцией Украины и этим Законом.
2. В условиях военного положения не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, предусмотренные частью второй статьи 64 Конституции Украины».
Скорее всего, сами по себе номера статей Конституции мало что говорят нашим читателям о права и свободах человека, которые перечислены в этих статьях. Поэтому, учитывая важность текущего момента для каждого из нас, перечислим те права и свободы человека и гражданина, о которых упоминается в статье 64 Основного закона.
Итак, в условиях военного положения:
– не может быть ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам (статья 24);
– граждане Украины не могут быть лишены гражданства и права изменить гражданство, не могут быть изгнаны за пределы Украины или выданы другому государству (статья 25);
– никто не может быть произвольно лишен жизни; каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств (статья 27);
– никто не может быть подвергнут пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию; ни один человек без его свободного согласия не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам (статья 28);
– каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность; никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом (статья 29);
– все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления (статья 40);
– каждый имеет право на жилье (статья 47);
– брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины; каждый из супругов имеет равные права и обязанности в браке и семье; семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством (статья 51);
– дети равны в своих правах независимо от происхождения, а также от того, рождены они в браке или вне его; любое насилие над ребенком и его эксплуатация преследуются по закону (статья 52);
– права и свободы человека и гражданина защищаются судом; каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц; каждый имеет право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады по правам человека (статья 55);
– каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (статья 56);
– каждому гарантируется право знать свои права и обязанности (статья 57);
– Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица; никто не может отвечать за деяния, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушения
(статья 58);
– каждый имеет право на профессиональную юридическую помощь; каждый свободен в выборе защитника своих прав (статья 59);
– никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы (статья 60);
– никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение; юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер (статья 61);
– лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда; никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления; обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях; все сомнения относительно доказанности вины лица толкуются в его пользу (статья 62);
– лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения относительно себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом; подозреваемый, обвиняемый или подсудимый имеет право на защиту; осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, которые определены законом и установлены приговором суда.
Кроме того, согласно части 3 статьи 20 Закона№ 389 в процессе трудовой деятельности лиц, в отношении которых введена трудовая повинность, обеспечивается соблюдение таких стандартов, как минимальная заработная плата, минимальный срок отпуска и время отдыха между сменами, максимальное рабочее время, учет состояния здоровья лица и тому подобное. На время привлечения работающего человека к выполнению трудовой повинности вне места его работы по трудовому договору за ним по окончании выполнения таких работ сохраняется соответствующее рабочее место (должность).
В заключение
Военное положение в нашей стране введено впервые. Видимо, кому-то еще предстоит на себе ощутить все или часть из тех ограничений, которые предписаны Законом№ 389. Но, наверное, главное в том, чтобы государство и его высшие должностные лица, переводя управление на военные рельсы и организуя взаимодействие с гражданским обществом в условиях военного положения, не преступили красную черту – статьи Конституции о гражданских правах и свободах человека и гражданина, которые нельзя нарушать не только в мирное время, но и даже во время войны.
Игорь Ворон, юрист.
Трагедія сталася ввечері 23 листопада у Дніпрі на вулиці Івана Нечуй-Левицького. Потяг на смерть переїхав…
Трагічну новину повідомив мер міста Андрій Білоусов. 23 листопада, перебуваючи на тривалому лікуванні після отриманого…
Про них повідомив мер міста Андрій Білоусов. Більш детально дивіться у відеосюжеті:
У місті Дніпро 16 листопада вихованці кам'янської ДЮСШ №2 взяли участь у Кубку Дніпропетровської області з…
23 листопада на базі СК “Прометей” відбувся видовищний відкритий Кубок міста з кіокушин карате. У…
У Дніпрі в ході поліцейської спецоперації затримано 38-річного чоловіка, який погрожував правоохоронцям гранатою. В ході…