Сейчас в обществе происходит много дискуссий о самостоятельности и независимости судебной системы как отдельной ветви государственной власти в украинском государстве. На фоне этой общественной полемики, иногда довольно резкой в своих оценках, особый резонанс приобретают вердикты высших судебных органов. Крайне обостренное и чуткое общественное мнение остро реагирует на любое судебное решение, которое затрагивает права и законные интересы не только отдельных граждан, но и целых социальных групп населения. Особенно если эти гражданские права и законные интересы уже были несправедливо нарушены со стороны законодательной и исполнительной ветвей власти. Об одном из таких вердиктов Конституционного Суда Украины, которым по сути были возвращены льготы участникам войны, незаконно отмененные в 2015 году, пойдет речь в этой статье.
Отмена льгот
Напомним вкратце о существе проблемы. Льготы участникам войны предусмотрены статьей 14 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» №3551-ХІІ от 22 октября 1993 года. Как это у нас обычно бывает, в этот «базовый» закон народные избранники, с оглядкой на систематические жалобы правительства о нехватке денег в госказне, регулярно вносили изменения и дополнения, направленные, как правило, на урезание льгот и социальных гарантий граждан. И вот 28 декабря 2014 года был принят Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» №76-VIII». Согласно его положениям, в 2015 году льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг участникам войны могли быть предоставлены только при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одного человека за предыдущие 6 месяцев не превышал величины дохода, дающей право на налоговую социальную льготу. В последующие годы ситуация не менялась.
Решение Конституционного Суда
Выражая свое активное несогласие с правительственной практикой сокращения льгот, которая постоянно находила необходимую поддержку в парламенте, 50 народных депутатов Украины (Нимченко В. И., Королевская Н.Ю. и др.) обратились в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением о соответствии Конституции Украины (конституционности) пункта 9 раздела I Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28 декабря 2014 года № 76-VIII (далее – Закон № 76).
В соответствии с пунктом 9 раздела I Закона № 76 были внесены изменения в Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» от 22 октября 1993 года № 3551-XII (далее – Закон № 3551), а именно: «1) в статье 14:
пункты 7 и 16 части первой исключить;
дополнить частью 6 следующего содержания:«Установить, что льготы, предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 6 и 18 части 1 этой статьи, предоставляются при условии, если размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев не превышает величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины…»
Народные избранники утверждали, что пунктом 9 раздела I Закона № 76 были отменены отдельные льготы для участников войны, лиц, на которых распространяется действие Закона № 3551, и лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной, а также сужены содержание и объем прав этих граждан, поскольку возможность получения некоторых льгот ставится в зависимость от размера среднемесячного совокупного дохода членов их семей. Учитывая это, заявители считали, что пункт 9 раздела I Закона № 76 не соответствует статьям 8, 21, частям 2, 3 статьи 22, статье 46 Конституции Украины.
Приняв конституционное представление к своему производству, Большая палата Конституционного Суда Украины (далее – КСУ) пришла к следующим выводам.
Исходя из содержания статей 17, 65 Основного Закона Украины, КСУ считает, что граждане Украины, которые защищают Отечество, независимость и территориальную целостность Украины, выполняют конституционно значимые функции. Поэтому государство должно предоставить им и членам их семей особый статус и обеспечивать дополнительные гарантии социальной защиты согласно части 5 статьи 17 Конституции Украины как во время прохождения службы, так и после ее окончания. В отношении лиц, на которых возлагается обязанность защищать Украину, ее независимость и территориальную целостность, и членов их семей, частью 5 статьи 17 Конституции Украины предусмотрена особая социальная защита, которая не ограничена условиями и уровнем, установленным в статье 46 Основного Закона. Следовательно, закрепление в Конституции обязанности государства по обеспечению социальной защиты граждан Украины, которые стоят на страже Родины, является залогом ее реализации государством и недопущения снижения уровня социальной защиты этих лиц и членов их семей.
Установление льгот ветеранам войны, лицам, на которых распространяется действие закона № 3551, является одним из средств реализации государством конституционного долга по обеспечению социальной защиты лиц, защищавших Родину, ее суверенитет и территориальную целостность, и членов их семей. Государство не может в одностороннем порядке отказаться от обязательства по социальной защите лиц, которые уже выполнили свой долг перед государством по защите его суверенитета и территориальной целостности. Невыполнение государством социальных обязательств в отношении ветеранов войны, лиц, на которых распространяется действие Закона № 3551, подрывает доверие к государству.
Конституционный Суд Украины считает, что социальная защита ветеранов войны, лиц, на которых распространяется действие Закона № 3551, направлена на обеспечение им достаточного жизненного уровня. Ограничение или отмена льгот для ветеранов войны, лиц, на которых распространяется действие Закона № 3551, без равноценной их замены или компенсации, является нарушением обязательств государства по социальной защите лиц, которые защищали Отечество, и членов их семей. В случае изменения правового регулирования, приобретенные указанными лицами льготы или иные гарантии социальной защиты должны быть сохранены с обеспечением возможности их реализации. Ограничение или отмена таких льгот, других гарантий социальной защиты возможна только в случае введения равноценных или более благоприятных условий социальной защиты.
Конституционный Суд Украины считает, что обеспечение государством социальной защиты лиц, которые согласно обязанности, возложенной на них частью 1 статьи 65 Конституции Украины, защищали Родину, суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность Украины, и членов их семей в соответствии с частью 5 статьи 17 Конституции Украины в сочетании с частью 1 этой статьи означает, что предоставление льгот, других гарантий социальной защиты ветеранам войны, лицам, на которых распространяется действие Закона № 3551, не должно зависеть от материального положения их семей и не должно обуславливаться отсутствием финансовых возможностей государства.
Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что равноценной замены или компенсации отмененных льгот для участников войны, лиц, на которых распространяется действие Закона № 3551, законодатель не предусмотрел. Ограничение или отмена положений Закона № 76, которые являются предметом конституционного контроля, льгот, установленных Законом № 3551, фактически является отказом государства от его обязательств, предусмотренных частью 5 статьи 17 Конституции Украины, по социальной защите лиц, которые стояли на страже Отечества, и членов их семей.
В конечном итоге Большая палата КСУ признала неконституционными положения законов № 76-VIII и № 3551-XII относительно отмены ряда льгот (бесплатные лекарства, скидка на квартплату и т. п.) для ветеранов войны, участников боевых действий, лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, если доход их семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев превышал минимальный льготный доход. Также была признана неконституционной отмена льгот на проезд для участников войны, лиц, на которых распространяется действие Закона № 3551, лиц, которые имеют особенные заслуги перед Родиной.
КСУ определил, что должны применяться пункты 7, 16 части 1 статьи 14, пункты 7, 18 части 1 статьи 15, пункты 6, 15, 16 части 1 статьи 16 Закона № 3551в редакции до внесения изменений Законом № 76.
КСУ указал и на то, что признанные неконституционными положения законов утратят силу через 3 месяца со дня принятия решения (т. е. 18 марта с. г.).В этот период для установления альтернативных вариантов компенсации отмененных льгот правительству нужно предусмотреть средства в Государственном бюджете Украины, внести соответствующие изменения в законы.
В заключение
Решение КСУ от 18 декабря 2018 года – это важная веха на трудном пути молодого украинского государства к построению не декларативной, а по-настоящему существующей и процветающей демократической, социальной, правовой державы, которая не на словах, а на деле заботится и чтит своих защитников и ветеранов. Возможно, именно здесь будет уместно вспомнить о словах писателя Анатолия Каменева: «Величие государства нельзя создать только силой оружия и непрерывных войн. Воинские победы обязательно должны дополняться свершениями мирной жизни: разумными законами, достижениями науки, искусства, экономики, воспитания и образования народа».
Игорь Ворон.