Современная школа: буллинг как серьезная проблема детей и взрослых

Организация UNICEF провела глобальное исследование проблемы буллинга для Генеральной ассамблеи ООН, опросив детей из разных стран мира, в том числе и украинских школьников. Как оказалось, в Украине 67% детей в возрасте от 11 до 17 лет сталкивались с проблемой буллинга, 24% детей стали жертвами буллинга, а 48% учащихся никому не рассказывали о случаях травли детей. Более того, 89% опрошенных украинцев, как несовершеннолетних, так и взрослых, прямо сказали, что такая проблема в Украине существует. Поговорим в этой статьеи мы о буллинге более подробно.
Что такое буллинг
Еще каких-то 2 – 3 года назад новое для нас слово иностранного происхождения «буллинг» (на украинском языке – «булінг») практически не употреблялось либо его использовали только практикующие психологи и научно-педагогические работники. Сегодня ситуация изменилась в корне. Слово «буллинг» стремительно перекочевало из научных монографий в наш повседневный язык и стало употребляться не только педагогами, но и общественными активистами и родителями. А этому есть совершенно естественное объяснение: слово-то новое, однако проблема, которая скрывается за этим «модным» словом, насчитывает не один десяток лет.
Итак, в Википедии мы находим, что слово буллинг (ударение на первом слоге и с двумя «лл») (от англ. bully, вullying) означает травлю, агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников или студентов) со стороны другого члена (или членов) коллектива. Особенность здесь в том, что травлю, как правило, организует кто-то один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство детей остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии самостоятельно защитить себя от нападок. Поэтому травля (и это тоже особенность буллинга) отличается от такого конфликта между детьми, где силы сторон примерно равны. Травля может проходить как в физической, так в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях буллинг может принять некоторые черты групповой преступности.
Важно отметить здесь и то, что в травля ребенка может происходить в виде издевательств не только в классе, в школе, во дворе, но и в сети Интернет или с помощью телефонов (смартфонов). Например, когда ученику регулярно присылают непристойные смс-сообщения, публикуют в социальных сетях его личные фото, видео, в особенности, если эти публикации могут рассматриваться другими детьми как позорящие, унижающие достоинство и т. д. Не исключаются и отдельные случаи, когда травля детей начинается в среде учителей или администрации школы. Иногда такое случается, когда, например, ребенок по тем или иным причинам не сдает так называемые «добровольные» взносы в фонд школы или класса, и учитель с помощью класса начинает «воспитывать» такого ученика.

Признаки буллинга

В школах, где налажен учебно-воспитательный процесс и осуществляется повседневный контроль за поведением учащихся, проблемы детской агрессии и травли детей выявляются на ранних стадиях и не приводят к чрезвычайным происшествиям. В тех учебных заведениях, где учебно-воспитательная работа имеет существенные недостатки, неизбежно появляется благодатная почва для развития буллинга, ведь дети не живут в изолированной среде: на них непосредственно отражается имущественное расслоение в обществе, рост преступности, доступность запрещенных видео-, фотоматериалов «для взрослых» в Интернете, нескончаемый поток насилия с экранов телевизоров, из всемирной паутины и других источников общественного «информационного мусора».
Психологи и педагоги называют такие общие признаки того, что ребенок подвергается травле со стороны сверстников: раздраженность, появление необоснованной агрессии к более слабым людям или домашним животным, немотивированные приступы плача или другие резкие изменения в поведении. Это в том случае, когда ребенок прямо не рассказывает о том, что его обижают. Но, кроме психологических признаков, могут быть физиологические проявления буллинга. Например, ребенок может причинить себе вред, казалось бы, без видимых причин: порезать палец, стукаться головой о стенку, сильно расчесывать себе голову или тело и др. Все очень индивидуально, но на любое нетипичное изменение поведения родители всегда должны немедленно и правильно реагировать. Педагоги в школе, школьный психолог, специальные психологические службы или общественные организации, данные о которых можно найти в Интернете, наконец, профессиональные юристы почти всегда помогут найти верный выход из затруднительного положения.

Закон о буллинге

18 декабря 2018 года Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия буллингу (травле)»№ 2657-VIII, который окончательно вступил в силу 19 января с. г. (далее – Закон № 2657).
Согласно Закону № 2657 буллинг (травля) – это деяния (действия или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, которые совершаются в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом в отношении других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.
Типичными признаками буллинга (травли) являются:
– систематичность (повторяемость) действия;
– наличие сторон – обидчик (буллер), потерпевший (жертва буллинга), наблюдатели (при наличии);
– действия или бездействие обидчика, следствием которых является причинение психического и/или физического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение потерпевшего интересам обидчика, и/или причинение социальной изоляции потерпевшего.
Закон № 2657 дополнил Кодекс Украины об административных правонарушениях новой статьей 173-4 «Буллинг (травля) участника образовательного процесса» с таким содержанием:
«Буллинг (травля), то есть действия участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, которые совершаются в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица или таким лицом в отношении других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего, – влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. от 850 до 1700 грн.) или общественные работы на срок от 20 до 40 часов.
Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное группой лиц или повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет за собой наложение штрафа от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. от 1700 до 3400 грн.) или общественные работы на срок от 40 до 60 часов.
Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное малолетними или несовершеннолетними лицами в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, – влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. от 850 до 1700 грн.) или общественные работы на срок от 20 до 40 часов.
Деяние, предусмотренное частью 2 настоящей статьи, совершенное малолетним или несовершеннолетним лицом в возрасте от 14-ти до 16-ти лет, – влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. от 1700 до 3400 грн.) или общественные работы на срок от 40 до 60 часов.
Несообщение руководителем учреждения образования уполномоченным подразделениям органов Национальной полиции Украины о случаях буллинга (травли) участника образовательного процесса – влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. от 850 до 1700 грн.) или исправительные работы на срок до 1-го месяца с отчислением 20% заработка».

В заключение

Травля, агрессивное преследование одного ребенка другим —явление с долгой историей. Это миф, что буллинг как насилие над малолетними в школе в больших масштабах появилось только в последние годы. Неправда.Травля детей, как единичные случаи, была и в советской школе, и даже раньше. Вот интересный пример. В 1910 г. в Вене психиатры Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер и Уильям Стекел провели первый в Австро-Венгрии конгресс по теме «О суициде, в частности, о суициде среди учащихся средней школы». Зигмунд Фрейд был его вдохновителем и теоретиком. Он, в частности, писал: «Нельзя винить только школу в том, что в ней столько насилия и в том, что дети совершают суициды, но вина школы в том, что она ничего не делает, чтобы хоть как-то противостоять этой тенденции. Средняя школа не просто должна делать все, чтобы не подтолкнуть ребенка к суициду, но школа должна делать все, чтобы дети не были беспомощными перед лицом насилия, чтобы они хотели жить, давать им поддержку в тот момент развития их жизни, когда эмоциональные связи с родительской семьей ослабевают, и они выходят в самостоятельную жизнь. Школы не должны забывать, что они имеют дело с незрелыми еще личностями, но никто и не может лишать детей права на эту незрелость, которая является естественной стадией их развития, пусть и не самой простой».
Эффективно бороться с буллингомв школе можно и нужно. Разумеется, это не только и не столько проблема школы. Буллинг – это наша общая беда, это гнойный нарыв на теле незрелого украинского общества. И хотя в этих условиях школа и учитель не могут гарантировать, что травли или насилия в стенах школы вообще не будет, педагогам вполне по силам сделать все от них зависящее, чтобы дети учились и росли в атмосфере любви, взаимовыручки и взаимоуважения. А государство и общество должны педагогам в этом всячески помогать, ведь наша страна в неоплатном долгу перед людьми, которые отдают воспитанию и обучению наших детей лучшие годы своей жизни.

Игорь Ворон, юрист.

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *