Новая классификация уголовных правонарушений
Законом № 2617 вводятся новая терминология и новая классификация уголовных правонарушений. Согласно новой редакции статьей 11 и 12 Уголовного кодекса Украины (далее – УК) уголовным правонарушением является предусмотренное УК общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом уголовного правонарушения. В то же время, не является уголовным правонарушением действие или бездействие, которое хотя формально и содержит признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но из-за малозначительности не представляет общественной опасности, то есть не причинило и не могло причинить существенного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству.
Уголовные правонарушения делятся на уголовные проступки и преступления.
Уголовным проступком является предусмотренное УК деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более 3000 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. не более 51 000 грн.) или другое наказание, не связанное с лишением свободы.
По Уголовному кодексу преступление – это предусмотренное УК общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.
Преступления делятся на 3 вида:
– нетяжкие;
– тяжкие;
– особо тяжкие.
Нетяжким преступлением является предусмотренное УК деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более 10 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. не более 170 000 грн.) или лишение свободы на срок не более 5-ти лет.
Тяжким преступлением является предусмотренное УК деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере не более 25 000 необлагаемых минимумов доходов граждан (т. е. не более 425 000 грн.) или лишение свободы на срок не более 10-ти лет.
Особо тяжким преступлением является предусмотренное УК деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа в размере свыше 25 000 необлагаемых минимумов доходов граждан, лишение свободы на срок свыше 10-ти лет или пожизненного лишения свободы.
Степень тяжести преступления, за совершение которого предусмотрено одновременно основное наказание в виде штрафа и лишения свободы, определяется исходя из срока наказания в виде лишения свободы, предусмотренного за соответствующее преступление
Об уголовных проступках
В пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений» были названы такие основные характеристики криминальных проступков:
– во-первых, это отсутствие судимости у лиц, совершивших эти деяния. Осуждение по делам об уголовных проступках не будет влиять на реализацию в будущем этим лицом своих прав (например, на прохождение государственной службы и т. п);
– во-вторых, отсутствие наказания в виде лишения свободы. Взыскание в виде административного ареста заменяется на общественные работы. Реализация этих изменений приведет к уменьшению количества арестованных лиц, которые содержатся в условиях, унижающих их честь и достоинство (а это ни много, ни мало ежегодно около 100 тысяч человек по всей стране);
– в-третьих, виновные будут наказываться только за оконченные деяния. Приготовление и покушение на совершение уголовного проступка не будет влечь за собой уголовной ответственности. Здесь, к слову, заметим, что в статье 13 УК, применяя новую терминологию, оконченным уголовным правонарушением признается деяние, которое содержит все признаки состава уголовного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей особой части УК. А неоконченным уголовным правонарушением является приготовление к уголовному правонарушению и покушение на уголовное правонарушение;
– и, наконец, в-четвертых, наказаниями за совершение уголовных проступков будут только: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и общественные работы.
Как утверждают некоторые правоведы, законодатель фактически просто перенес преступления небольшой тяжести в категорию уголовных проступков. Гуманизация уголовного законодательства потребовала этого от законодателя еще при принятии УК в 2001 году. Целесообразность такого разделения уголовных правонарушений с выделением именно института уголовных проступков законодателем обосновывается значительно меньшей степенью общественной опасности преступлений небольшой тяжести по сравнению с преступлениями средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими.
На практике неизбежно встанет вопрос разграничения составов некоторых преступлений и административных правонарушений. Поэтому, возвращаясь к отграничению преступления от уголовного проступка, следует выделить признаки, позволяющие отграничивать эти два понятия. Так, например, материальный признак в уголовном составе преступления будет проявляться в общественной опасности деяния, а в уголовном проступке – в общественной вредности деяния. Кроме того, в качестве наказания за преступление предусмотрено применение более суровых мер и наступают более тяжелые последствия для осужденного. В случае совершения уголовного проступка к виновному применяется не наказание, а взыскание.
По упрощенной процедуре
Как говорят эксперты в области права, главное, ради чего принимался Закон № 2617, это максимально возможное упрощение досудебного расследования отдельных категорий малозначительных уголовных правонарушений. Дело в том, что в настоящее время доля «незначительных» преступлений, а правильнее сказать, пользуясь новой терминологией, доля уголовных проступков в общем количестве преступлений по некоторым оценкам составляет почти 25%. Но это «на бумаге». Статистика правоохранительных органов и судов свидетельствует, что в общем количестве расследованных преступлений нетяжкие составляют почти половину. И понятно, что с этим нужно было что-то делать, т. к. следователи вместо того, чтобы полностью сосредоточиться на расследования тяжких преступлений, должны были постоянно отвлекаться на более мелкие и незначительные по своей общественной опасности уголовные дела.
По новым правилам проводить расследования уголовных проступков будут дознаватели (должностные лица подразделений дознания органа Национальной полиции), которые наделяются полномочиями следователя, в форме дознания с упрощением процедуры, включая сокращенные сроки – не более 72-х часов с момента уведомления лицу о подозрении или задержания, либо в других случаях – до 1-го месяца.
Если случай неотложный, дознаватель полиции имеет право до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований осмотреть место происшествия; зафиксировать объяснения; провести медицинский осмотр; получить заключение специалиста и снять показания технических приборов и технических средств; изъять орудия совершения проступка, вещи и документы.
В обязанности прокурора входит не позднее 3-х дней после получения сообщения о подозрении лицу вместе с материалами дознания (в случае задержания нетрезвого подозреваемого – в течение 24-х часов) или закрыть уголовное производство, или вернуть материалы дознавателю и продлить срок дознания, либо обратиться в суд с обвинительным актом.
Суд, получив обвинительный акт о совершении уголовного проступка, должен в течение 5-ти дней назначить судебное разбирательство. Если обвиняемый не оспаривает установленные обстоятельства нарушения и согласен с рассмотрением обвинительного акта, суд рассматривает обвинительный акт при отсутствии участников судебного производства.
В заключение
Важно обратить внимание на то, что Закон № 2617 вступит в силу и, соответственно, институт уголовных проступков, будет введен с 1-го января следующего года. В одном из своих интервью для СМИ заместитель министра внутренних дел Вадим Троян, давая оценку новому Закону, сказал так: «Закон об уголовных проступках позволит расследовать нетяжкие преступления по упрощенной процедуре, что значительно разгрузит следователей. До принятия этого законопроекта только следователи осуществляли предварительное расследование по всем заявлениям и сообщениям, в которых содержатся сведения об уголовных правонарушениях. После введения понятия «уголовного проступка» и упрощенной процедуры его расследования следователи смогут сконцентрироваться на раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений».
Остается надеяться, что введение института уголовных проступков и разгрузка следователей будут иметь положительное влияние на криминогенную ситуацию в стране и реально сделают нашу жизнь более безопасной.
Игорь Ворон, юрист.
У Кам’янському поліцейські затримали 40-річного чоловіка за серію майнових злочинів. Підозрюваний викрав з квартири знайомого…
У Кам’янському 20 дітей, в тому числі ВПО, долучились до майстер-класу з розпису пасхальних пряників…
Стали відомі результати щорічного рейтингу українських закладів вищої освіти. Цьогоріч до списку лідерів потрапили університети…
Про це повідомив міський голова Андрій Білоусов. "В рамках співпраці громадських організацій «Бджола» та «Благодійний…
У Дніпрі за фактом хуліганських дій повідомлено про підозру 14-річній дівчині. За процесуального керівництва ювенальних…
Про це повідомляє Фонд розвитку Кам'янського. "Запрошуємо батьків з дітьми до нашого банку одягу, адже там…