Современная школа: как перевести ребенка на индивидуальное обучение

Кончается лето… А это значит, что уже совсем скоро наступит 1-е сентября, и дети всей страны снова сядут за парты, чтобы в конечном итоге получить среднее образование. Обучение в стенах школы, в школьных коллективах, в классах и школьных кабинетах – это сегодня норма. Однако, возможно, не все из наших читателей знают, что эта норма все же предусматривает некоторые исключения. Одним из таких исключений является индивидуальное обучение ребенка по школьной программе. Давайте поговорим об этом сегодня более подробно.
Новое Положение об индивидуальной форме получения среднего образования

В первой декаде июля с. г. Министерства образования и науки Украины издало приказ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Украины от 12 января 2016 года № 8» № 955 от 10 июля 2019 г. Этим нормативно-правовым актом Минобразования утвердило новую редакцию Положения об индивидуальной форме обучения в средних школах заведениях с новым названием «Положение об индивидуальной форме получения общего среднего образования» (далее – Положение). Этот документ определяет порядок организации получения общего среднего образования (далее – получение образования) по индивидуальной форме, осуществляемой учреждениями общего среднего образования и другими учреждениями образования, которые обеспечивают получение полного общего среднего образования на определенном уровне образования (далее – учреждения образования), или родителями, другими законными представителями соискателей образования (далее – родители). Кстати, в Положении не пытайтесь найти «устаревшие» слова: «школьник», «ученик», «учащийся» и т. д. Не найдете. Теперь по-современному ученики или школьники в официальных документах Минобразования называются «соискатели образования».

Положение определяет 3 формы организации индивидуального образовательного процесса, которыми могут воспользоваться как учреждения образования, так и родители. Это, в частности:

1) экстернатная форма (экстернат). Организуется для лиц, которые по состоянию здоровья, из-за проживания за рубежом, на неконтролируемой территории или на линии столкновения и тому подобное, не могут посещать занятия и пройти оценивание; ускоренно овладели содержанием учебных предметов одного или нескольких классов (уровней полного общего среднего образования); самостоятельно овладели или желают овладеть содержанием предметов; осуждены к пожизненному лишению свободы.

2) Семейная (домашняя) форма. Родители могут самостоятельно (или с помощью педагогов, в том числе неформального профиля) организовывать образовательный процесс с учетом способностей, интересов, потребностей, мотивации, возможностей и опыта своих несовершеннолетних детей. Родители ответственны за получение образования детьми на уровне не ниже стандартов и могут фиксировать учебные достижения в портфолио.

3) Педагогический патронаж. Возможен для детей из малонаселенных сел, детей-беженцев, осужденных детей; для больных детей – в этом случае учеба происходит около их больничной койки, и т. д.

Согласно Положению, учреждения образования в соответствии со своими учредительными документами могут самостоятельно организовывать получение образования соискателями образованияэкстерном, с помощью семейной (домашней) формы или педагогического патронажа.
Для обеспечения индивидуальной формы получения образования могут использоваться технологии дистанционного обучения в соответствии с Положением о дистанционном обучении, утвержденным приказом Минобразования от 25 апреля 2013 г.№ 466
Информация о формах получения образования обнародуется учреждениями образования на их официальных веб-сайтах.

Индивидуальная форма по своему выбору

Соискатели образования (в случае достижения совершеннолетия) или их родители могут выбирать индивидуальную форму получения образования в соответствии с их интересами, способностями, потребностями, мотивацией, возможностями и опытом.

Организация получения образования по индивидуальной форме может осуществляться на любом уровне полного общего среднего образования за исключением случаев, предусмотренных Положением. Зачисление на индивидуальную форму получения образования проводится обычно в начале учебного года. Перевод на индивидуальную форму может происходить в течение учебного года, но не позднее, чем за 3 месяца до проведения годового оценивания или государственной итоговой аттестации. Такое ограничение не применяется для перевода на педагогический патронаж.

Для лиц, которые получали или получают образование за границей, а также для лиц, которые проживали или проживают на временно оккупированной территории Украины и территории проведения антитеррористической операции (на период ее проведения), территории осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях, которые осуществляются путем проведения операции Объединенных сил (ООС), – на период осуществления указанных мероприятий. или на территории населенных пунктов на линии соприкосновения, зачисление (перевод) на экстернат осуществляется в течение всего календарного года.

По индивидуальному плану

Руководитель учреждения образования, в котором организована индивидуальная форма получения образования, обеспечивает реализацию индивидуальной образовательной траектории соискателей образования путем разработки индивидуальных учебных планов и индивидуальных программ развития (для лиц с особыми образовательными потребностями), организацию и проведение консультаций, предоставление доступа соискателям образования к бесплатному пользованию учебниками, учебными пособиями и другой литературой библиотечного фонда, а также учебной, научной, производственной, культурной, спортивной инфраструктурой учреждения образования и т. п. Он же знакомит соискателей образования, их родителей с порядком организации соответствующей индивидуальной формы получения образования и другими актами законодательства в сфере общего среднего образования.

Контроль за выполнением образовательных программ, по которым обучаются соискатели образования по индивидуальной форме Положение также возлагает на директоров учреждений образования.

Индивидуальный учебный план, определяющий последовательность, форму и темп усвоения соискателем образования компонентов образовательной программы с целью реализации его индивидуальной образовательной траектории, разрабатывают педагогические работники заведения образования во взаимодействии с соискателем образования при наличии необходимых для этого ресурсов. К разработке индивидуального учебного плана могут привлекаться другие специалисты, которые по законодательству могут проводить (оказывать) дополнительные психолого-педагогические и коррекционно-развивающие занятия (услуги) с лицами, имеющими особые образовательные потребности.Индивидуальный учебный план утверждает руководитель учебного заведения.

Родители могут участвовать в разработке индивидуального учебного плана своего ребенка и согласовывать его с руководством или педагогами учебного заведения.
Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе образовательной программы учебного заведения. При наличии необходимых ресурсов учреждение образования может организовывать получение образования по другой образовательной программе, утвержденной в установленном порядке. Такой план должен охватывать все учебные предметы инвариантной части или базовые, выборочно-обязательные предметы согласно учебному плану образовательной программы, выбранной для усвоения соискателем образования.

Индивидуальным учебным планом могут определяться формы и средства оценки учебных достижений соискателей образования.Выполнение индивидуального учебного плана и результаты оценивания учебных достижений соискателя образования должны фиксироваться в отдельном журнале.

В заключение
Небольшие размеры статьи не позволяют более детально остановиться на содержании самих форм индивидуального обучения: экстернате, домашнем обучении и педагогическом патронаже. К тому же, и относительная новизна этих форм обучения, и в целом методологические подходы Минобразования к организации форм индивидуального обучения на этапе современного развития средней школы дают нам надежду в будущем вернуться к этой проблематике не один раз.

Игорь Ворон, юрист.

 

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *