Правовые основания лишения родительских прав
В соответствии со статьей 164 Семейного кодекса (СК) Украины мать или отец могут быть лишены судом родительских прав, если она, он:
1) не забрали ребенка из роддома или из другого учреждения здравоохранения без уважительной причины и в течение 6-ти месяцев не проявляли относительно него родительской заботы;
2) уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка;
3) жестоко обращаются с ребенком;
4) являются хроническими алкоголиками или наркоманами;
5) прибегают к любым видам эксплуатации ребенка, принуждают его к попрошайничеству и бродяжничеству;
6) осуждены за совершение умышленного уголовного правонарушения в отношении ребенка.
Обязательно нужно обратить внимание на то, что статьей 164 СК предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для лишения родительских прав, который не подлежит какому-либо расширенному толкованию.
В соответствии со статьей 165 СК, право на обращение в суд с иском о лишении родительских прав имеют, в частности, один из родителей, опекун, попечитель, либо лицо, в семье которого проживает ребенок.
Постановление Верховного Суда Украины № 3
30 марта 2007 года Верховный Суд Украины принял на своем Пленуме Постановление
№ 3 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении и о лишении и восстановлении родительских прав». Как следует из текста этого Постановления, лишение родительских прав (то есть прав на воспитание ребенка, защиту его интересов, на отобрание ребенка у других лиц, которые незаконно его удерживают, и тому подобное), предоставленных родителям до достижения ребенком совершеннолетия и основывающихся на факте родства с ребенком, является крайней мерой воздействия на лиц, которые не выполняют родительских обязанностей, а потому вопрос о ее применении следует решать только после полного, всестороннего, объективного выяснения обстоятельств дела, в частности, отношения родителей к детям.
Лица могут быть лишены родительских прав только в отношении ребенка, не достигшего 18-ти лет, и только по основаниям, предусмотренным статьей 164 СК.
Пленум разъяснил, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей имеет место тогда, когда они не заботятся о физическом и духовном развитии ребенка, его обучении, подготовке к самостоятельной жизни, в частности: не обеспечивают необходимого питания, медицинского ухода, лечения ребенка, что негативно влияет на его физическое развитие как составляющую воспитания; не общаются с ребенком в объеме, необходимом для его нормального самосознания; не предоставляют ребенку доступа к культурным и другим духовным ценностям; не способствуют усвоению общепризнанных норм морали; не проявляют интереса к его внутреннему миру; не создают условий для получения им образования. Указанные факторы, как каждый отдельно, так и в совокупности, можно расценивать как уклонение от воспитания ребенка только при условии виновного поведения родителей, сознательного пренебрежения своими обязанностями.
Жестокое обращение заключается в физическом или психическом насилии, применении недопустимых методов воспитания, унижении человеческого достоинства ребенка и тому подобное.
Хронический алкоголизм родителей и заболевания их наркоманией должны быть подтверждены соответствующими медицинскими заключениями.
Пленум специально указал на то, что как эксплуатацию ребенка следует рассматривать привлечение его к непосильному труду, к занятию проституцией, преступной деятельностью
или принуждение к попрошайничеству.
Одновременно с лишением родительских прав суд может по требованию истца или по собственной инициативе решить вопрос о взыскании алиментов на ребенка.
«Обязательный элемент», который должен установить суд
26 декабря 2018 года Верховный Суд в составе коллегии 3-х судей Первой судебной палаты Кассационного гражданского суда (Погребной С. О. – судья-докладчик) рассмотрел кассационную жалобу Скоробогатько Нины Алексеевны (имена в статье изменены – И. В.) на решение Кировского районного суда г. Кировограда от 19 марта 2018 года и постановление апелляционного суда Кировоградской области от 5 июня 2018 года по гражданскому делу
№ 404/6391/16-ц (производство № 61-40224св18) по иску Скоробогатько Н. А. к Данильцу В. В., третье лицо – Служба по делам детей исполнительного комитета городского совета г. Кропивницкого, о лишении родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Анны, 2012 года рождения.
Нина Алексеевна, обосновывая свои исковые требования, указала, что ответчик сознательно не принимает участия в воспитании и содержании ребенка, не заботится о физическом и духовном развитии дочери, ничего не делает для ее подготовки к самостоятельной жизни, не обеспечивает необходимого для ее развития питания, медицинского ухода и лечения, не общается с ней, не проявляет интереса к ее внутреннему миру.
Решением Кировского районного суда г. Кировограда от 19 марта 2018 года в удовлетворении иска было отказано.Решение суда первой инстанции было обосновано тем, что лишение родительских прав – это крайняя мера воздействия на отца и возможно лишь в случае доказательства виновного поведения последнего, его сознательного пренебрежения своими родительскими обязанностями; надлежащие и допустимые доказательства этого в деле отсутствуют, отношения между родителями не должны влиять на интересы ребенка. Суд также отметил, что пребывание ответчика непродолжительное время под стражей в следственном изоляторе не может быть исключительным обстоятельством для лишения его родительских прав.
Постановлением апелляционного суда Кировоградской области от 5 июня 2018 года решение суда первой инстанции оставлено без изменений. Суд апелляционной инстанции указал, что имеющееся в материалах дела заключение органа опеки и попечительства не содержит надлежащего обоснования необходимости лишения ответчика родительских прав, в нем есть лишь констатация определенных фактов и необоснованный вывод о необходимости лишения ответчика родительских прав в отношении дочери. Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что по делу не установлено бесспорных доказательств виновного поведения и сознательного пренебрежения ответчиком своими обязанностями, которые бы свидетельствовали о его уклонении от воспитания своего ребенка и, как следствие, необходимость применения такой крайней меры, как лишение родительских прав, что, в частности, будет соответствовать интересам его дочери.
В кассационной жалобе Скоробогатько Н. А. просила отменить решения судов первой и апелляционной инстанций, принять новое решение, которым иск удовлетворить. Кассационная жалоба обосновывалась тем, что ответчик имеет возможность выезжать из г. Кропивницкого при условии получения на это разрешения суда. Оказывать материальную помощь на содержание дочери можно, не покидая населенного пункта, где он проживает, путем открытия банковского счета на ее имя, осуществления денежных переводов. Полная бездеятельность ответчика и пренебрежение своими родительскими обязанностями подтверждается отсутствием обращений в правоохранительные органы по выяснению его места жительства; в суд об устранении препятствий в общении с ребенком; в службу по делам детей по поводу оказания ему препятствий в общении с ребенком, определении способов участия в общении с ней и о пересмотре службой по делам детей заключения о целесообразности лишения родительских прав. Заявитель отметила, что ответчик в течение 4-х лет в воспитании, общении и развитии ребенка участия не принимал, праздничных мероприятий с участием дочери не посещал, ее жизнью не интересовался.
Верховный Суд, проверив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, сделал вывод, что обжалуемые судебные решения отвечают требованиям законности и обоснованности, а поэтому кассационную жалобу необходимо оставить без удовлетворения.
Верховный Суд, в частности, указал на следующее. Исходя из толкования пункта 2 части 1 статьи 164 СК, суд имеет основания для вывода, что уклонение от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка может быть основанием для лишения родительских прав исключительно при условии виновного поведения родителей, сознательного пренебрежения ими своими обязанностями.Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей имеет место, когда они не заботятся о физическом и духовном развитии ребенка, его обучении, подготовке к самостоятельного жизни, в частности: не обеспечивают необходимого питания, медицинского ухода, лечения ребенка, что негативно влияет на его физическое развитие как составляющую воспитания; не общаются с ребенком в объеме, необходимом для его нормального самосознания; не предоставляют ребенку доступа к культурным и другим духовным ценностям; не способствуют усвоению ним общепризнанных норм морали; не проявляют интереса к его внутреннему миру; не создают условий для получения им образования.Указанные факторы, как каждый отдельно, так и в совокупности, можно расценивать как уклонения от воспитания ребенка только при условии виновного поведения родителей, сознательного пренебрежения ими своими обязанностями.
Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая влечет за собой чрезвычайные правовые последствия как для отца (матери), так и для ребенка (статья 166 СК).
Суд может в исключительных случаях при доказанности виновного поведения одного из родителей или их обоих с учетом его характера, личности отца и матери, а также других конкретных обстоятельств дела отказать в удовлетворении иска о лишении родительских прав, предупредив ответчика о необходимости изменить отношение к воспитанию ребенка (детей) и возложив на органы опеки и попечительства контроль за выполнением им родительских обязанностей.Таким образом, лишение родительских прав допускается лишь тогда, когда изменить поведение родителей в лучшую сторону невозможно, и лишь при наличии вины в действиях родителей.
Вместо заключения
Итак, еще раз подчеркнем некоторые основные доводы судебной практики (в действительности их намного больше) по вопросу лишения родительских прав. В делах подобного рода суд всегда стоит на страже интересов ребенка. Заявления истцов типа: «систематически не платит алименты», «даже игрушку на день рождения ребенку не подарил» или «с ребенком не общается и не желает его видеть» не будут иметь решающего значения в суде. Для действительного лишения родительских прав отца или матери суд должен полностью установить тот «обязательный элемент», то обстоятельство, что виновное поведение родителя в лучшую сторону изменить уже невозможно. Защита интересов ребенка требует от суда решения о лишении родительских прав нерадивого родителя, и иного пути здесь нет. Прав был кто-то из мудрецов, когда сказал: «Дети – самое святое, что есть у человечества, они наше будущее».
Игорь Ворон, юрист.
Про чергову допомогу військовим розповів міський голова Андрій Білоусов. "Від громадськоі організації «Бджола» передали необхідне…
Про це повідомив міський голова Андрій Білоусов. "21 листопада в бою поблизу населеного пункту Кліщіївка…
27 листопада виповнюється 46 років Олегові Волощенку - відомому українському актору театру і кіно, лавреату…
Криворізькі правоохоронці скерували до суду обвинувальний акт відносно містянки за колабораційну діяльність. Про це повідомляє…
Поліція Дніпра повідомила про підозру зловмиснику, який заволодів мобільним телефоном містянина. В одному з супермаркетів…
Про це повідомляє Кам'янське ВКГ КП ДОР "Аульський водовід". Для проведення аварійно-відновлювальних робіт за адресою…