Введение карантина на всей территории Украины не замедлило отразиться на положении простых граждан, некоторые из которых стали терять работу, а другим, в силу отсутствия заработка, пришлось проедать собственную небольшую «подушку безопасности». При этом ряд торговых сетей пошли на сокращение торговых наценок на товары первой необходимости, чтобы граждане получили возможность иметь свежие продукты питания.
Корреспондент ГолосUA обратился к депутату Киевского областного совета и директору Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексею Дорошенко, чтобы разузнать, как долго продлится период снижения наценок, а также какой будет покупательная способность граждан после ограничительных мер.
-Алексей, насколько снижение наценок на товары первой необходимости торговыми сетями увеличит покупательную способность украинцев в условиях карантина, когда граждане теряют работу, а также вынуждены «доедать» собственные сбережения?
-Данная мера однозначно улучшила покупательную способность граждан, поскольку при снижении цены люди смогут позволить себе купить больше продуктов.
Сейчас мы можем наблюдать, что данные меры уже возымели значение, потому что цены на продукты снижаются две недели подряд.
-Как вы считаете, как долго продлится данный период?
-Если карантин будет затягиваться, то конечно, торговые сети не смогут себе долго позволять себе снижать наценки, поскольку это автоматически повлечет за собой снижение рентабельности.
Снижение наценки на продукты является в большей части именно политическим шагом, который даже на небольшом этапе сможет оказать влияние на положение населения.
В первые две недели марта мы наблюдали рост цен на продукты, теперь же наблюдаем снижение – в результате чего торговые сети отдают то, что взяли у населения в начале марта.
-А кто будет компенсировать потери торговых сетей за этот период?
-В данных условиях торговые сети чувствуют себя отлично, поскольку через них проходит 40% розничного товарооборота продуктов питания.
В условиях, когда закрыты рынки, конечно же, люди пойдут покупать продукты в магазины. Соответственно, клиентская база последних увеличится в два раза за счет оборота.
-Как вы оцениваете покупательную способность граждан после карантина?
-Скорее всего, после карантина покупательная способность граждан возвратится в положение двухлетней давности. Если не будет принято каких-либо экстраординарных мер, которые позволят затормозить этот процесс как минимум на год, то, скорее всего, последует откат где-то на два года назад.
Ранее данные статистики демонстрировали, что граждане тратили более 50% своего бюджета на продукты питания. Соответственно, после карантина этот показатель еще более возрастет.
Если ранее мы планировали получить к 2022 году тот же уровень ВВП на душу населения, что и в 2013 году, то теперь к данным показателям мы сможем вернуться не ранее 2023-2024 годов.
-Каков ваш прогноз относительно импорта продуктов питания исходя из текущих обстоятельств?
-Ранее значительную часть импорта составляли энергоносители, сейчас же они дешевеют, а значит, это окажет позитивное влияние на экономику.
Если же мы посмотрим статистику по потребительским товарам и продуктам питания, то здесь импорт будет сокращаться, поскольку чем беднее живет население, тем меньше объемы импорта.
-А какова ситуация с экспортом продуктов питания?
-По продуктам питания экспорт будет возрастать ровно потому, что каждый год мы больше собираем и экспортируем продуктов. Причем, несмотря на обстоятельства, в последние годы итог был примерно одинаков.
В этом году, конечно, ситуация может несущественно измениться из-за влияния текущих объективных факторов, но, скорее всего, мы этого не увидим, поскольку пандемия как раз меньше всего затронет именно сельское хозяйство.