Сергей Свечников – талант, не успевший раскрыться в полной мере

Уроженец нашего города, актер Сергей Свечников мог стать одной из самых ярких звезд в кино, но ему редко предлагали роли, достойные его таланта. Однако его коллеги и друзья, которые хорошо знали потенциал Сергея, были уверены, что он обязательно бы «раскрылся», как актер эстрады, но внезапная болезнь оборвала его жизнь в самом расцвете сил. К сожалению, сегодня имя актера Сергея Свечникова почти забыто. Мы решили исправить эту несправедливость и рассказать о нем.

3

Согласно официальным данным Сергей Иванович Свечников родился 5 декабря 1952 в Днепродзержинске в семье служащего. Однако скорее всего информация с датой рождения неверна. Возможно Сергей родился в 1951-ом или даже в 1950-м году. Иначе он никак не мог бы поступить в ВУЗ в возрасте неполных 16-ти лет, не отучившись в средней школе.

В 1968 году Сергей Свечников поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на специальный курс. В этом году по заказу Министерства культуры Украинской ССР во ВГИКе была открыта украинская мастерская под руководством Народного артиста СССР В. Белокурова. Примечательно, что на этот специализированный курс были отобраны двое парней из Днепродзержинска: вместе с Сергеем Свечниковым учился еще один наш земляк — известный впоследствии актер Николай Сектименко. Да и прочие «однокашники» у Свечникова были не менее знаменитыми: Заслуженная артистка Украины, Генеральный директор актерского агентства Национального Союза кинематографистов Украины «Гильдия киноактеров» Нина Ильина; советская и американская актриса Галина Логинова (мать голливудской «звезды» Миллы Йовович); Заслуженная артистка УССР Ирина Шевчук (исполнительница роли Риты Осяниной в фильме «А зори здесь тихие»); Народная артистка Украины Людмила Ефименко (исполнительница главной роли в исторической драме Юрия Ильенко «Легенда о княгине Ольге»).

2

После окончания учебы с 1972 года Сергей Свечников был актером Киевской киностудии им. А. Довженко. Снимался много, но в основном во второстепенных и эпизодических ролях. На счету актера более 50 ролей в кино в фильмах: «Эффект Ромашкина», «Старая крепость», «Там вдали, за рекой», «Тот станет всем», «Голубые молнии», «Дачная поездка сержанта Цыбули», «Долгий путь в лабиринте», «Полковник в отставке» и других.

В 1978 году Сергей Свечников сыграл главную роль Рассказчика в музыкальном фильме «Сказка как сказка», музыку для которого писали известные композиторы Владимир Быстряков и Евгений Дога. Можно сказать, что это был один из первых советских мюзиклов, в котором блистали многие известные актеры: Андрей Градов, Нина Ильина, Надежда Смирнова, Надежда Чепрага и Галина Логинова.

По воспоминаниям современников, Сергей Свечников был уникальным конферансье. Он участвовал в многочисленных творческих встречах со зрителями. Как правило, во время этих встреч, собравшимся показывали отрывки из фильма «Сказка как сказка».
Многие режиссеры, которые работали с ним, отзывались о Свечникове, как об уникальном актере, отмечая в то же время его доброту и отзывчивость.

«Сергей Свечников был удивительный человек. Светлый. Добрый. И актёр был великолепный. Просто не время было таких актёров в Украине. Да будет светла память о нём!», — написал об актере Ефим Гальперин, режиссёр фильмов «Сочинение на вольную тему» и «Старик», в которых снимался Сергей Свечников.

В восьмидесятые годы Сергей Свечников много работал на дубляже фильмов. Озвучивал, индийские фильмы, которые были невероятно популярны в СССР. В частности, именно его голосом говорит легендарный индийский актер Митхун Чакраборти в фильмах «Храм любви» и «Правосудия!», которые собирали полные залы в советских кинотеатрах.
Актер ушел из жизни 20 ноября 1991 года. Незначительная, примитивная болезнь, которую не смогли вовремя распознать, привела к трагическому концу. Не имея необходимых связей и средств для своевременного квалифицированного обследования, Сергей Свечников закончил жизненный путь гораздо раньше, чем успел воплотить свою актерскую мечту — сняться в хорошем мюзикле вместе с любимой артисткой Людмилой Гурченко.

НИНА ИЛЬИНА: «Если вы спросите любого кинематографиста, который знал Сережу Свечникова, тот обязательно скажет о нем только добрые и светлые слова»

1

Чтобы боле подробно узнать о творческой судьбе и жизни Сергея Свечникова, мы обратились к его сокурснице, заслуженной актрисе Украины, Генеральном директору актерского агентства Национального Союза кинематографистов Украины «Гильдия киноактеров» Нине Александровне Ильиной. Она с удовольствием согласилась рассказать о нашем земляке, так как долгие годы дружила с ним и вместе работала ни киностудии им. Довженко.

«Сережа Свечников приехал в Киев поступать в сельхозакадемию. Он приехал с какой-то подружкой, которая хотела поступать в театральный ВУЗ. А в это время у нас в Киеве был набор на украинский курс во ВГИК. Это был единственный случай, когда в Киеве отбирали ребят во ВГИК. Этот конкурс длился три с лишним месяца. Приезжали ребята с разных городов Украины. Мы там ночевали сутками. Нас слушали, смотрели, делали кинопробы. И вот среди всей этой толпы была парочка из Днепродзержинска: Сережа и какая-то девочка. Девочка хотела поступить, а Сережа «попробовался» просто за компанию с ней. Я не знаю, что он там читал приемной комиссии, но Сережу приняли, а девочку – нет.
Нас было 10 человек, которых тогда приняли во ВГИК во время этого набор: 5 парней и 5 девушек. И Сережа был любимцем всего курса. Очень активный, общительный, добрый, светлый. Он очень любил готовить и всегда организовывал всевозможные пиры и застолья. Ему всегда хотелось, чтобы собиралось какое-то сообщество. Все абсолютно его любили. Девчонки его обожали.  Он был настоящим другом. Он всегда был готов помочь. Про таких как раз и говорят: «Хоть к ране прикладывай». Но при всем при этом он был яркой интересной творческой индивидуальностью. Он был прекрасным конферансье. Язык у него был, что называется «подвешен». Говорил всегда легко и свободно. Артистичен, элегантен — он умел увлечь публику.
Он был артистом эстрады. Ему это было просто дано свыше. Он свободно мог вести любой концерт. Он умел интересно представить и охарактеризовать каждого участника — делал интересные «подводки».
Он был одинокий человек. У него не было семьи. Но у него было много друзей. Сережа не мог быть один. Ему постоянно нужно было быть в компании. И в этих компаниях, он, как мне кажется, заглушал свое одиночество. Он постоянно кому-то организовывал то обед, то ужин, то у себя ребят собирал.
Помню, мы как-то выезжали на концерты в Кривой Рог. Он там тоже был ведущим и что-то читал. А я читала стихи Марины Цветаевой. Мне тогда даже сделали целый концертный номер с диксилендом. А все второе отделение этого концерта пел Валера Леонтьев. И Сережа очень сдружился с ним. Они стали большими друзьями. И как-только Валера где-то появлялся, Сережа сразу к нему улетал, сопровождал его, организовывал для него какие-то мероприятия. Мы тогда делали с Валерой по три концерта в день. Люди сидели друг у друга на коленях. И Сережа был «музой» этих концертов. Он не был лидером. Но он умел очень хорошо оттенять лидеров, помогать им, сопровождать. Он тогда не был «звездой», но был всегда рядом со «звездами», был их лучиком. Это была его миссия и он был прекрасен в этом. И как друг, и как товарищ, и как замечательный организатор человеческих праздников. Он умел создавать вокруг себя праздник.
Если вы спросите любого кинематографиста, который знал Сережу Свечникова, тот обязательно скажет о нем только добрые и светлые слова. Наша подруга, Галя Логинова, мама Милы Йововович, тоже очень хорошо относилась к Сереже и очень много могла бы о нем рассказать интересного. О нем очень хорошо может Володя Быстряков рассказать. Мы, когда приехали с того концерта в Кривом Рогу, где Валера пел песни Быстрякова, то некоторое время очень дружили, общались, бывали у него дома. И Сережа всегда был с нами.
Я думаю, что если бы Сережа остался жив, то у него могла сложиться очень интересная карьера. Потому что как раз вскоре после его смерти появилась востребованность на телевидении в шоуменах. И реально был дефицит людей, способных легко и свободно говорить со зрительным залом. Он точно не сходил бы с экранов. Он был бы востребован также и на корпоративах.  И смог бы решить свои творческие и денежные вопросы.
Но к сожалению, до этого момента он не дожил. У него был перитонит поджелудочной железы. Его положили на операцию. Но его в больнице навестили друзья, с которым они иногда собутыльничали. И, наверное, они там что-то с ним выпили или съели, то что нельзя было перед операцией. И его не спасли…»

Вам будет интересно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *