Проверка сертификатов о вакцинации в общественных местах: что об этом говорят Конституция и Закон

Днепропетровская область попала в перечень областей с красным уровнем эпидемиологической опасности.  А это означает, что теперь у населения будут проверять документы о вакцинации или результаты COVID-тестов. Однако, судя по первым результатам проверок и активных действий со стороны полиции и местных властей, у людей возникает масса вопросов относительно законности предъявляемых чиновниками требований и применяемых к гражданам мер. Давайте попробуем разобраться в этой проблеме вместе.

Что сообщают СМИ
Из выступлений перед средствами массовой информации высших руководителей Национальной полиции стало известно, что полиция имеет соответствующие полномочия и будет проверять сертификаты о вакцинации по QR-коду на мобильных планшетах. Есть об этом сообщение и на официальном веб-сайте МВД Украины. Полицейские проверки будут проводиться в местах большого скопления людей, где могут быть источники заражения и распространения болезни: во время перевозок общественным транспортом, при посещении общественных заведений, рынков, торговых площадок и т. д. Все данные о вакцинации граждан у полиции, как сообщают, уже есть в соответствующем реестре, который также подключен и к международным информационным базам.
Итак, опять же по информации, которую можно получить от СМИ и различного рода госчиновников, отныне в кинотеатрах, театрах, концертных залах, магазинах, кафе, ресторанах, на транспорте, в спортзалах, учебных заведениях и других местах скопления людей у населения из красных карантинных зон будут проверять следующие документы:
1) электронное свидетельство о вакцинации против COVID-19 в приложении «Дія»;
2) международный бумажный сертификат о вакцинации (выдает семейный врач);
3) ПЦР или экспресс-тест на коронавирус (срок действия — 72 часа);
4) справка о том, что человек недавно переболел коронавирусом и еще имеет антитела к COVID-19 (выдается семейным врачом).
Предполагается, что в обычных условиях человек должен иметь при себе один из приведенных выше документов. При этом отмечают, пока только на словах, что прямо посреди улицы такие проверки осуществляться не будут. Но в красных зонах уже предусмотрены рейды специальных мобильных бригад, которые будут осуществлять подобные проверки в местах массового скопления людей. Таких бригад на данное время создается около 900 по всей Украине, и в них будут входить как сотрудники полиции, так и представители Держпродпотребслужбы.

Конституция — Основной закон жизни государства и общества
Напомним, что в соответствии со статьей 19 Конституции Украины правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, который предусмотрен Конституцией и законами Украины.
И ведь это не просто слова. Это, как теперь стало модно говорить, те самые «красные линии» для любого полицейского или чиновника государственного или местного органа власти. Иными словами, если право на проверку документов о вакцинации будет прямо предусмотрено для полицейских и чиновников Конституцией или законами, только в этом случае такая проверка будет законной. Однако на сегодня отечественный законодатель такого права правоохранительным, государственным и местным органам власти не предоставлял.
В соответствии состатьей 23 Закона Украины «О Национальной полиции» (основные права полиции), полиция не имеет полномочий проверять сертификаты, не имеет права задерживать граждан из-за отсутствия таковых или применять какие-либо иные принудительные меры.
Согласно статьи 32 Закона Украины «О национальной полиции» полицейскому дано право требовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и/или документов, подтверждающих соответствующее право лица, способом, который дает возможность полицейскому прочитать и зафиксировать данные, содержащиеся в документах, только в 6-ти прямо указанных в законе случаях, среди которых и в помине нет права проверять свидетельство о вакцинации (иной документ о вакцинальном статусе гражданина).
Более того, основанием для проверки полицейским документов у гражданина является совершение лицом административного нарушения или то, что существует достаточно оснований полагать, что человек совершил или у него есть намерение совершить какое-либо нарушение.
Если же полицейский требует предъявить ему сертификат о вакцинации с целью проверить его по QR-коду на планшете, то, интересно, каков может быть ответ на вопрос о законности такого требования? Пожалуй, на основании положений статьи 19 Конституции и Закона о нацполиции ответ очевиден.
Кроме того, вспомним и подскажем чиновникам всех уровней, что статья 68 Основного закона предписывает каждому обязанность неуклонно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей. И опять — это написано не просто для «красного словца», это жесткое требование к тем, кто обличен государственной властью «наказывать или миловать» обычных граждан, неукоснительно соблюдать ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. Это тем более необходимо в чрезвычайных условиях пандемии, потому что именно в таких условиях государство, если можно так выразиться, проходит реальную проверку на свою демократическую «зрелость», свою способность обеспечить безопасность своих граждан, не загоняя при этом экономику и бизнес под уничтожение, а бизнесменов и обычных людей под гильотину огромных штрафов.
В соответствии со статьей 57 Конституции Украины каждому гарантируется право знать свои права и обязанности.Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения.Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, которые не довели до сведения населения в порядке являются недействительными.
Иными словами, если до граждан не доведены законы, которые дают те или иные полномочия правоохранительным органам, иным чиновникам проверять сертификаты о вакцинации, даже если такие «законы» существуют, они являются никчемными. Следовательно, снова возвращаемся к статье 19 Конституции.
В соответствии со статьей 60 Конституции никто не обязан выполнять явно преступные распоряжения или приказы.За дачу и исполнение явно преступного распоряжения или приказа наступает юридическая ответственность.
В соответствии со статьей 62 Основного закона лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда.
А согласно статьи 63 лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом.
И наконец, статья 64 указывает, что конституционные права и свободы человека и гражданина НИКЕМ не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.
И только лишь в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод и только с указанием срока действия этих ограничений.

О медицинской тайне, которая охраняется законом
У проблемы законности-незаконности проверки у граждан в общественных местах сертификатов о вакцинации есть и другая сторона медали, которая также напрямую относится к соблюдению государством прав человека, положений Конституции, законов и международных обязательств Украины.И как раз об этой, другой стороне проблемы, государственные власти ничего не говорят. Дело в том, что получение медицинских услуг, в том числе услуг по вакцинированию, в нашем государстве защищено медицинской тайной. Нарушение этой тайны любого человека против его воли в принципе невозможно, за исключением редких случаев, когда есть по этому поводу решение суда, вступившее в законную силу. Получается, что между требованием постороннего для человека лица предъявить сертификат (иной документ) о вакцинации и требованием того же лица к человеку раскрыть свою личную медицинскую тайну нужно поставить знак равенства? К законности такое положение дел никакого отношения не имеет.
В соответствии со статьей 39-1 Закона Украины, которая называется «Право на тайну о состоянии здоровья» пациент имеет право на тайну о состоянии своего здоровья, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе, а также о сведениях, полученных при его медицинском обследовании.Запрещается требовать и предоставлять по месту работы или учебы информацию о диагнозе и методах лечения пациента.
Если сказать по другому, вакцинальный статус каждого украинца (и наших гостей из других стран)является медицинской тайной пациента, которая не подлежит разглашению по требованию полицейского или иного лица, какими бы благими намерениями эти требования не были обусловлены.

Вместо заключения
Реалии нашей жизни таковы, что чтобы мы ни говорили и ни писали о незаконности действий властей в тех или иных ситуациях, очень может случиться так, что кто-то все-таки реально пострадает: к примеру, на гражданина, бизнесмена, руководителя предприятия будет составлен протокол о несоблюдении карантинного законодательства, что повлечет за собой наказание в виде очень значительного по размеру административного штрафа. В таких случаях, очевидно, что доказывать свою правоту будет просто некому. Поэтому самым правильным шагом будет своевременное обжалование незаконных действий должностных лиц по привлечению граждан к административной ответственности за несоблюдение карантинных правил. Квалифицированные юристы готовы оказать в этом посильную помощь, т. к., увы, за права человека в нашем государстве и сегодня нужно бороться.
И все же, есть уверенность в том, что насколько законными являются такого рода проверки, уже в самое ближайшее время дадут украинские суды. Сначала местные, районные и городские, а затем и апелляционные. Уже в самом ближайшем будущем к анализу правой ситуации в этой области спорных правоотношений неизбежно будет «подключен» и Верховный Суд, который быстро расставит все по «правовым» полкам. Судебная практика многих лет показывает, что какое бы давление не оказывала исполнительная государственная власть на судебную ветвь власти, в конечном итоге,пусть и не всегда так как хотелось бы, права человека будут защищены, а украинское правосудие заставит украинских чиновников если не уважать, то хотя бы считаться с Конституцией и законами Украины.

Игорь Ворон, юрист.

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *