АМКУ оштрафовал “Днепразот” на 80 миллионов за остановку производства хлора в 2018-м

АМКУ оштрафовал АО “Днепразот” на 80,1 млн грн за остановку производства и реализации жидкого хлора в 2018 году.

Об этом сообщает пресс-служба Антимонопольного комитета.

Дело возбуждено в 2018 году по факту остановки акционерным обществом “Днипроазот” производства и реализации жидкого хлора.
Жидкий хлор – реагент, который используется для обеззараживания питьевой воды и очистки сточных вод в Украине.
“Одна из основных групп потребителей жидкого хлора – предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалы), которые обеспечивают централизованным водоснабжением и водоотводом предприятия, учреждения, организации и населения”, – объясняют в Комитете.
“Применение конкретного реагента предусматривается еще на этапе проектирования сетей и сооружений водоснабжения и водоотвода. Замена реагента требует изменения проектного решения, является длительной (от 6 месяцев до 5 лет), а стоимость строительных работ может составлять от 7 млн грн до 40 млн долларов”, – подчеркивают в регуляторе.
Комитет установил, что в течение 2017-2019 годов “Днипроазот” было единственным предприятием, которое производило жидкий хлор в Украине с долями 99%, 78% и 68% соответственно.
“При этом импортеры на момент остановки производства хлора (до июня 2018 года) занимали лишь 1% рынка, а потенциальный конкурент общества – ООО “Карпатнефтехим”, производивший газообразный хлор, использовал его исключительно для производства винилхлорида”, – говорится в позиции АМКУ.
Там напоминают, что в период с 18.06.2018 по 19.07.2018 АО “Днипроазот” полностью прекратило производство жидкого хлора и до его восстановления осуществило только разовые отгрузки товара.
“При этом предприятие не сообщило водоканалам ориентировочную дату возобновления производства, оставив их в ситуации неопределенности.
Поскольку максимальные запасы жидкого хлора у водоканалов не могли превышать объемов 15-30% суточной потребности, некоторые из них оказались в кризисной ситуации, поскольку имели ограниченные остатки хлора”, – заявили в АМКУ.
Отмечается, что в течение периода простоя АО “Днипроазот” отдельные водоканалы предупреждали об угрозе прекращения обеззараживания питьевой воды.
При этом остановка производства хлора произошла в пик спроса – летний период.
“Технологический процесс очистки питьевой воды непрерывный, поэтому задержка с поставкой реагента могла обернуться эпидемиологической катастрофой национального масштаба”, – подчеркнули в Комитете.
Там добавили, что водоканалы не имели альтернативных источников приобретения товара, поскольку:
•    не могли быстро изменить поставщика жидкого хлора,
•    импортеры не поставляли на внутренний рынок жидкий хлор в необходимых объемах,
•    на коммерческие предложения водоканалов иностранным производителям жидкого хлора из Румынии, Польши, Чехии и Словакии, откликнулись лишь несколько компаний, предложивших отгрузить хлор в собственную тару и при самовывозе. Однако украинское законодательство запрещает потребителям жидкого хлора иметь собственную тару и использовать ее в качестве обратной.
Основной причиной остановки производства жидкого хлора АО “Днипроазот” отмечало значительный рост цены на природный газ и отсутствие оборотных средств.
“В то же время по результатам рассмотрения дела Комитетом не были выявлены существенные изменения в средневзвешенных ценах приобретения обществом природного газа”, – заявили в ведомстве.
Также установили, что на момент остановки производства жидкого хлора АО “Днипроазот” имело в наличии оборотные и кредитные средства для текущих расчетов с контрагентами и ведение хозяйственной деятельности.
“В ходе рассмотрения дела оказалось, что к І кварталу 2018 года для производства жидкого хлора общество использовало жидкий технический аммиак и газообразный диоксид углерода, приобретенные у АО “Укрнефть”.
Оно же, в свою очередь, для производства указанных соединений использовало газ собственной добычи, который стоил значительно дешевле, чем у других поставщиков АО “Днипроазот” (от 89% до 368%)”, – резюмировали в АМКУ.
“Аммиак производства АО “Укрнафта” использовался “Днипроазотом” для производства азотных удобрений. Что также позволяло обществу конкурировать по цене на рынке азотных минеральных удобрений.
Но в начале 2018 года правоотношение “Днипроазота” и “Укрнафты” было прекращено. Так что одним из мотивов остановки производства жидкого хлора Комитет видит возможные намерения АО “Днепроазот” возобновить правоотношения с АО “Укрнафта”, – заявили в АМКУ.
Другим мотивом, считают в Комитете, может быть намерение АО повысить цены на жидкий хлор.
“Ведь спустя 9 дней после остановки производства хлора “Днипроазот” действительно обратился в Комитет с заявлением о предоставлении выводов о квалификации его действий, связанных с возможностью повышения предприятием цены на жидкий хлор.
При этом в июле 2018 года цена на товар, реализовавшийся в цистернах увеличилась на 277%, а на реализовавшийся в баллонах – на 133%”, – добавили там.
На сегодняшний день вопрос установления АО “Днепразот” цен реализации жидкого хлора в течение периода 2017 – 2019 годов исследуется Комитетом в рамках другого дела о возбуждении.
“Днепразот” входит в группу Приват Игоря Коломойского. “ДнепрАзот” специализируется на производстве аммиака, карбамида, каустической соды, хлора, соляной кислоты и входит в пятерку крупнейших химических предприятий страны.

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *