“Здесь заложено то, что должен знать, уметь, понимать ребенок после завершения четырех первых классов”, – отметила министр образования и науки Лилия Гриневич.
По ее словам, работа над стандартом длилась два года, был использован опыт 7 стран – Финляндии, Сингапура, Ирландии, Шотландии, Франции, Канады и Польши.
В частности, в стандарте определены общие и обязательные результаты обучения по девяти отраслям:
- языково-литературной
- математической
- природоведческой
- технологической
- информатической
- социальной и здравоохранительная
- физкультурной
- общественной и исторической
- художественной
Обязательные результаты показывают, что ребенок должен уметь, знать, понимать после каждого из двух циклов обучения в начальной школе, то есть после 2-го и 4-го класса.
Чтобы показать разницу между общими и обязательными результатами обучения, Гриневич продемонстрировала заложенные в стандарт положения.
“После 2-го класса ребенок должен “определять авторство своих работ, проявлять уважение к авторству других лиц”. А после 4-го класса ребенок должен уметь соблюдать элементарные правила использования собственных и чужих произведений”, – отметила она.
Министр пояснила, что подробнее реализация обязательных результатов обучения будет выписана в типичной программе.
Например, обязательный результат обучения “Осуществляет вычисления удобным для себя способом в учебных ситуациях, в частности во время игры” будет выражаться в следующих ожидаемых результатах:
– оперирует числами в пределах 100, решая различные жизненные проблемы (ищет номер квартиры (дома), места в кинотеатре, в вагоне поезда, автобусе, самолете, номер кабинета в различных учреждениях, номер телефона и т.д.);
– вычисляет сумму (добавляет), разницу (отнимает), часть (делит удобным для себя способом в пределах 100, в том числе пользуясь предметами или средствами, их заменяющими);
– находит значение математических выражений;
– вычисляет значения выражений с переменной.
Отдельно она отметила, что вместе со стандартом принимаются четыре базовых учебных плана. В частности, в них заложено увеличение объема изучения украинского языка в школах национальных меньшинств.
Также впервые реформа поддержана значительным финансовым ресурсом для старта, всего предусмотрено 1 млрд 869 млн 812 тыс. грн.