Издавна в народе освященную на Крещение воду считали своеобразной панацеей от многих недугов.
Праздник Крещения вобрал в себя много языческих и христианских обрядов, центральное место среди которых занимали обряды, связанные с водой.
Крещение 19 января: церковный праздник
Крещение Господне – крещение Иоанном Крестителем Иисуса Христа на реке Иордане на старинной паломнической переправе “Вифавара”. Это совпадает с праздником Богоявления 19 января, однако эти праздники следует различать, хотя два события двух праздников происходили на одном месте с теми же лицами. В Украине, Греции и Болгарии на праздник Богоявления, или Крещения, освящают воду. Иногда освящение проводится прямо на водоемах в специально пробитых прорубях в воспоминание о крещении Христа в Иордане.
Крещение 19 января: народные традиции
Как пишет известный украинский этнограф Василий Скуратовский в книге “Месяцелик”, Крещение – это третий самый большой и завершающий праздник рождественско-новогоднего цикла. Во всех селах, где были церкви, святили воду. Утром мужчины шли к реке или пруду, вырубали со льда креста (“иордана” – ред), ставили его рядом с прорубью и обливали красным свекольным квасом. Под обед священник, произнеся молитву, освящал воду, погружая в нее серебряный крест. После этого выпускали в воздух несколько пар голубей и устраивали громкую стрельбу из холостых патронов.
Издавна в народе освященную на Крещение воду считали своеобразной панацеей от многих недугов; ею также святили постройки, животных, зерно и т.д. Считалось, что эта вода может храниться в течение года. Некоторые склонны считать, что этому способствует серебро от креста.
Издавна верили, что больные смогут поправиться от воды во время купания. Считали, что вода в Крещенскую ночь набирает целительную силу. Христианство поначалу сильно сражалось с этим почитанием воды, но не смогло его победить. В конце ХІХ ст. на Перемышльщине освященной водой умывались от разных болезней, а молодежь в шутку толкала друг друга в воду. Подобный обычай широко был распространен на Гуцульщине.
До Крещения женщины пытались не полоскать в воде белье, потому что “там черти сидят и могут вцепиться”. Девушки же в освящённую воду клали калину или бусы и умывались, чтобы щеки были румяными. В общем до Крещения, на протяжении всех праздников, женщины не ходили на воду; это должны были делать только мужчины.
Вечером хозяин, взяв специально выпеченный крестообразный хлеб (“пирог”, в Закарпатье – “крачун”, “хлебец”), шел в хлев. Затем заходил в конюшню, благословлял животных и, разломав хлеб на кусочки, раздавал им. На следующий же день хозяева выводили на улицу молодых жеребят и волов, чтобы объездить — приучить к будущему труду. Ездили преимущественно верхом на лошадях, пока животное не вспотеет, а потом освящали его водой. Подобный обряд – запрягание в сани молодых жеребят и волов, так называемое оптовое объездение – устраивали и на Новый год. После Крещения, считалось, должны слабеть морозы. Поэтому говорили: “Трещи не трещи, а уже прошло Крещение”.
Крещение 19 января: христианство и язычество
В ряде научных статей, посвященных Крещению, отмечаются обряды дохристианского происхождения. Речь идет об очищении и изгнании нечистой силы, выстрелах из пистолей и ружей, разжигании очагов, подчеркивании роли воды как средства мытья для обрядовой очистки. Особый интерес к древнейшим источникам обрядов Крещения проявляют сообщества современных неоязычников – родноверов, которые называют этот праздник “Водокрес”, или “праздник богини Даны”, которую величают как покровительницу воды.