Categories: Економіка

Вниманию каменчан: надо готовиться к очередному повышению цен на автотопливо

В Украине с января средняя цена бензина уже поднялась с 29,45 до 32,44 гривен за литр.

Издание ГолосUA решило разобраться, с чем связана  такая тенденция  и продолжит ли дорожать топливо, спросив об этом у экс-президента Объединения операторов рынка нефтепродуктов Леонида Косянчука.

– Чего ждать от цен на топливо в феврале?
– Цены на топливо зависят от действий Нацбанка и от внешнего рынка. Есть два обстоятельства, которые определяют цены на рынке.  Это внешний рынок и курс НБУ.  Контрактная цена на топливо в долларах. А поступления топлива в нашу страну по импорту составляют более 70%. Второй фактор – курс НБУ, так как в Украине акцизы назначают в евро за 1000 литров. Это все умножается на курс, потом суммируется, добавляем НДС и получаем выходную стоимость горючего. Также сюда стоит добавить затраты на эксплуатацию, организацию торговли и маржинальный доход. Поэтому строить прогнозы по предыдущим периодам не получается. Если в предшествующие годы в аналогичный период времени цены на внешнем рынке падали, то сейчас такого не наблюдается. Средние цены по январю, что является определяющими факторами для первой и второй декады февраля, стали на 50- 60 долларов выше. Плюс, из-за падения курса гривны, которое продолжалось две недели, цены на топливо выросли.
В Украине есть государственное регулирование. Минэкономики на каждую декаду устанавливает предельные цены на топливо. От них и «пляшет» рынок. Премиальные сети АЗС устанавливают цены на топливо по рекомендации НБУ. Все остальные АЗС зависят от этой цифры, так как премиальные сети являются мелкооптовыми продавцами топлива. Они не заинтересованы в том, чтобы их цены демпировались ценами среднего и нижнего ценового сегмента. Поэтому они свои отпускные цены ставят выше. Таким образом, средняя цена по рынку с введением госрегулирования, увеличилась. В итоге за все заплатят конечные потребители. Поэтому подозреваю, что рост цен еще себя не показал в полной мере.  Украинцам стоит готовиться к очередному повышению цен на топливо.
– Насколько вырастут цены на бензин в феврале?
– Все зависит от рекомендаций Минэкономики. Цена по рынку будет в среднем минус две гривны от данных рекомендаций.  Отмечу, что средняя цена по рынку с начала 2022 года выросла больше, чем на две гривны за литр бензина.
– Будет ли расти в цене автогаз?
– Не думаю.  Там расти уже некуда. Наоборот, некоторые сети уже снизили цены на автогаз на 30-40 копеек за литр. Снижение происходит из-за того, что автогаз стоит более 60% от стоимости бензина. В этом случае, он просто становится некому не интересен. Сейчас именно та ситуация, когда газ стоит выше 60%. Поэтому его потребление снизилось.  А это дополнительный регулятор.
– С чем связаны такие рекордные цены на автогаз?
– На это есть много причин. Включая напряжение на украино- российской границе. Кроме того, были перерывы с поступлением газа. Также автогаз дорожает из-за того, что ему нужны определенные условия для хранения.  Для этого нужны специальные газонаполнительные станции, которые должны обеспечить его циркуляцию.  Хранить сжиженный газ очень дорого.  Если его ежедневно не продавать, то его стоимость и себестоимость увеличивается приблизительно на 500 гривен за тонну.
– Какая реальная себестоимость автогаза?
– Не хочу озвучивать конкретные цифры. Ситуация очень быстро меняется и прогнозы становятся не актуальными.  Тенденция такова, что нефтепродукты, скорее всего, подорожают, а газ подешевеет.
–  То есть водители значительно меньше стали заправляться автогазом?
– Сжиженный газ становится не таким «вкусным»,  как раньше.  Он оказался дороже бензина. Учитывая его расход плюс эксплуатационные ограничения,  когда запрещены подземные паркинги и так далее, то его нынешняя стоимость не оправдана. Сегодня сжиженный газ на заправках больше имиджевый показатель, нежели материал для бизнеса.  То есть, если его продавать от других нефтепродуктов, то он будет убыточным.
– Наблюдается ли в Украине спад потребления топлива?
– На удивление нет. На топливном рынке декабрь, январь и февраль, считаются мертвым сезоном из-за того, что люди потребляют минимум топлива. В этом году этого не происходит по ряду объективных причин. Например, из-за карантинных ограничений,  украинцы не пересаживались на общественный транспорт. Пробок в Киеве меньше не становится. Потребление не падает. Подозреваю, что есть даже рост. Он будет усиливаться под конец февраля, когда включатся сельхозпроизводители. Потребление будет расти в мелком и крупном опте. Никаких предпосылок к снижению потребления нефтепродуктов не вижу.

Margaret

Recent Posts

«Фонд розвитку Кам’янського» розширює волонтерську діяльність

У зв’язку з війною в Україні кількість сімей, які були вимушені покинути свої домівки та…

8 години ago

Спортивні майданчики Кам’янського залишаються безкоштовними

Міський голова Андрій Білоусов інформує щодо відвідування спортивних майданчиків в позаурочний час. "Шановна громадо! Минулого тижня…

8 години ago

У Кам’янському засудили чоловіка, який катував хворого 8-річного племінника

За публічного обвинувачення прокурорів Кам’янської окружної прокуратури суд визнав винним громадянина у нанесенні умисних тяжких…

11 години ago

Мультипредметний тест, змагання й фестивалі: новини Дніпропетровщини в освіті, культурі та спорті

На Дніпропетровщині стартувало національне мультипредметне тестування. Всі локації, де він проходитиме, визначені. Спортсмени регіону вибороли…

11 години ago

У Кам’янському горів житловий будинок

14 травня о 10:13 до Служби порятунку «101» надійшло повідомлення про те, що на вулиці…

12 години ago

У Дніпрі зіштовхнулися Mazda та Toyota

У вівторок, 14 травня, на перехресті вулиць Святослава Хороброго та Виконкомівської сталася ДТП. Зіштовхнулися два…

13 години ago