“Сегодня” вместе с экспертами разбирались, какие отрасли экономики будут восстанавливаться в первую очередь.
Еще один шанс для реформ
До сих пор реформы в Украине шли не очень быстро. Запад давал советы, но украинские элиты не сильно спешили кардинально что-то менять. Ведь существующая система многих устраивала. Но вот война дает нам еще один шанс провести реформы.
“Вопросы, связанные с экономическим развитием Украины, возникали задолго до войны, и каких-то однозначных ответов дать не получалось. Правительства менялись, но каждое из них твердило о необходимости стимулировать бизнес и развитие экономики, но дальше формальных изменений по части силовых структур или принятии “громких” стимулирующих законопроектов дело так и не пошло. Поэтому стоит задаться главным вопросом – что необходимо менять, чтобы добиться реальных успехов после окончания военных действий”, – говорит руководитель компании Perfomance Management Сергей Сароян.
По его словам, проблем с финансирование нет должно возникнуть – западные страны будут показательно вливать деньги в Украину, чтобы послать недвусмысленный сигнал о том, как важно придерживаться европейских ценностей. Например, премьер-министр Великобритании уже успел рассказать об аналоге “плана Маршалла”, правда, без какой-то конкретики.
“Впрочем, можно сказать, что этот самый план уже в какой-то степени реализовывался и до войны: вливание денег в совокупности с требованиями о искоренении коррупции, приватизации, контроле над основными процессами, свободном перемещении товаров между странами и т. д. Собственно, особого эффекта это пока не принесло”, – говорит Сароян.
Чтобы восстанавливать отрасли, необходимо определиться – какие из них вообще жизнеспособны.
“По большей части сейчас “живут” только сельское хозяйство и металлургия. С ними и после окончания военных действий все будет в порядке. Поэтому на них и нужно будет делать акцент, постепенно восстанавливая и все остальное”, – говорит Сароян.
Кроме того, эксперт не исключает, что хороший стимул экономика получит благодаря развитию малого и среднего бизнеса – ключевой составляющей любой экономики развитых стран.
“Приятно видеть, как представители малого бизнеса в стране не сдаются и пытаются работать, несмотря на обстоятельства, и подстраиваются под новые реалии и жесткие условия. Как показывает история, рассчитывать на поддержку со стороны чиновников не стоит. Думаю, что именно инициатива рядовых граждан-предпринимателей станет главным драйвером развития страны на ближайшие годы”, – говорит Сароян.
Нужны будут рабочие руки
После войны Украину придется отстраивать ударными темпами. Не исключено, что некоторым из нас придется осваивать рабочие профессии. Как говорится, без парикмахеров страна прожить сможет, а вот без строителей – нет.
Возможно, аналог довоенной большой стройки, которую продвигал Владимир Зеленский, распространится на всю Украину, и страна станет одной большой строительной площадкой.
“Тема восстановления Украины после войны сделает привлекательным весь регион для инвестиций и для разнорабочих. Так, на территории государства нужно будет заново отстраивать стратегические объекты, будут нужны и техника, и строительные материалы, и трудовой ресурс. Если под гарантии Запада инвесторы получат юридическую поддержку о защищенности своих действий, чего не было все эти годы, то страна будет отстраиваться быстро”, – говорит аналитик компании “Центр биржевых технологий” Максим Орыщак.
Новый транспортный коридор
После окончания войны Украина должна получить отличную перспективу стать транспортной артерией между Китаем и ЕС. Из-за того, что Россия и Беларусь, через которые шли многие товары из Азии в Европу, оказались под санкциями, никто не хочет возить товары через эти страны.
Даже предприятия Казахстана не хотят иметь дело с импортом через Россию. Есть информация, что уже сейчас многие из них меняют логистику и предпочитают организовывать доставку из ЕС через Черное море, страны Кавказа и Каспийское море.
“Думаю, что Китай тоже откажется от транспортировки грузов через территории Беларуси и России. У Украины появится шанс встроиться в транспортный коридор “Новый Шелковый путь” между Китаем и ЕС. Кроме того, наша страна может участвовать в торговле между странами ЕС, Ираном и Индией, также мы можем транспортировать грузы, которые будут идти из Турции в Европу”, – говорит экономист Алексей Кущ.
По словам эксперта, если Украина воспользуется этой возможностью, то уже через несколько лет транспортная отрасль сможет генерировать до 30 млрд долларов ВВП. А Украина интегрируется в глобальную транспортную систему, включая транснациональные логистические цепочки. И даже если с России со временем снимут санкции, то транспортный коридор через Украину останется.
Поліцейські Дніпра скерувати до суду обвинувальний акт щодо чоловіка, який вчинив замах на вбивство власної…
Понад чотирьох годин нічних пошуків завершилися позитивно і поліцейські Нікопольщини розшукали заблукалу 82-річну жінку. 21…
Дніпропетровська ОВА запрошує підприємців регіону на дев’яту онлайн-зустріч учасників платформи «Діалог влади та бізнесу». Тема…
Гурт Kalush Orchestra презентував кліп на пісню «Коли». Відео знімали у лісі. «Уявіть себе через…
У Кривому Розі правоохоронці ліквідували нарколабораторію з вирощування конопель. Там вилучили майже 3 тис рослин…
Водій фури, порушивши правила обгону на перехресті, спровокував дорожньо-транспортну пригоду, через яку загинув водій ВАЗ.…