30 лет назад начался вооружённый конфликта в Приднестровье. По крайней мере, так значится в энциклопедиях, но фактически, конфликт на Днестре начался гораздо раньше, – 2 сентября 1990 года на территории Молдавской СССР была провозглашена Приднестровская Молдавская Республика, с тех пор их отношения никогда не были беспроблеиными. Не в последнюю очередь это «заслуга» советского, затем – российского руководства, всегда старательно генерировавшего и раздувавшего межнациональные и межэтнические конфликты. Чтобы на их фоне выглядеть в роли незаменимого миротворца. Приднестровская война продлилась недолго – всего пять месяцев, со 2 марта по 1 августа 1992 г.
Конечно, на фоне нынешнего полномасштабного вооруженного нападения Российской федерации на Украину, где всего за несколько дней погибло больше военнослужащих и мирных жителей, и сгорело в сотни раз большее количество техники, – тот давний конфликт выглядит довольно скромно. Но вспомнить о нем стоит. Дело не только в круглой дате, но и в важных исторических и политических параллелях тех давних событий с сегодняшними.
ПМР – пробный шар в создании Россией по своему периметру цепи марионеточных сепаратистских «республик», далее последовали Нагорно-Карабахская республика, республики Абхазия и Южная Осетия, ДНР и ЛНР. В Приднестровье отметился хорошо знакомый нам российский переговорщик по Донбассу Дмитрий Козак. Вариант названного в его честь «меморандума» много лет спустя будет реинкарнирован как «Минские договоренности». И наконец, одной из главных целей нынешнего российского вторжения в Украину является пробивание сухопутного коридора через территорию нашего государства, который бы не только полностью отрезал Украину от моря, но и соединил бы все непризнанныетерритории – ПМР с ДНР-ЛНР, захваченным Крымом и Россией.
Почему же вооруженный конфликт в Приднестровье, организованный 30 лет назад тем же режиссером, по тому же сценарию, продлился меньше месяцев, чем война на востоке Украины – лет? Почему она там быстро перешла в вялотекущую, чуть ли не номинальную стадию, а у нас остается опасной кровоточащей раной? Об этом мы обязательно поговорим, но начнем с истории той давней войны.
Латиница и красные директора
В конце 1980-х годов, как и во всех союзных республиках, в Молдавской СССР активизировалось национально-патриотическое движение. По примеру литовского «Саюдиса» и нашего «Руха», а Молдове сформировася «Народный фронт Молдовы». Активисты движения проводили многотысячные митинги с требованиями единого государственного языка – молдавского, возврату к латинице, а также выходу из СССР, провозглашения государственного суверенитета.
В этот период произошло разделение местной элиты на два конкурирующих лагеря – с одной стороны, консервативная приднестровская группировка, ориентирующаяся на сохранение СССР – аналог украинской группы «красных диреккторов», выходцем из которой был Л. Кучма. С другой – этно-национальное крыло молдавской элиты, стремившееся к независимости Молдовы и тесному сближению с Румынией. Их представителем стал «аналог» нашего Л. Кравчука – секретарь ЦК КПМ М. Снегур, ставший первым президентом Молдовы в 1990 году.
Приднестровские руководители не поддержали курс, взятый властями МССР. Их целью стало недопущение «румынизации» Приднестровья, сохранение экономических и политических связей с СССР. Этнический состав населения Приднестровья, по количеству равного двум районам Одесщины, был смешанным. Там в равном количестве проживали русские, молдаване и украинцы – примерно по 30 процентов. Поэтому национальные движения здесь пользовались меньшей популярностью, чем в других моноэтничных регионах страны. Местный директорат и партийные руководители не считали себя не молдаванами, а советским людьми.
В противовес «Народному фронту» они сформировали в Тирасполе «Объединенный совет трудовых коллективов» – фактичеки, совет директоров. Представители ОСТК в будущем займут руководящие должности в самопровозглашенной республике. В середине 1989 года они начали организовывать митинги и забастовки. Летом 1990 г. состоялся съезд депутатов Приднестровья всех уровней, признавший незаконным образование МССР и присоединение Приднестровья к Молдове. 2 сентября 1990 года они провозгласили Приднестровскую Молдавскую Советскую Социалистическую Республику (ПМ ССР). Тогда же произошли первые столкновения с правоохранителями.
После «войны декретов» стороны обратились за поддержкой к внешним силам. Молдавские власти искали ее в Бухаресте, приднестровские – в Москве и Киеве. ПМР надеялась подписать новый союзный договор, как отдельный субъект СССР. Однако в августе 1991 года эти планы были похоронены. Во время путча ГКЧП Приднестровские элиты поддержали путчистов, в Кишиневе же заговорили о выходе из СССР. 25 августа Приднестровье объявило о независимости, сохранив на своей территории действие Конституции СССР. Молдова объявила о независимости через два дня – 27 августа. Молдавский парламент обратился к правительству СССР с требованием немедленного вывода советских войск с территории страны, включая Приднестровье.
28 августа лидер самопровозглашенной республики И. Смирнов прибыл в Киев, чтобы обсудить переход республики под юрисдикцию Украины. Но молдавские спецслужбы перехватили его в Киеве и посадили в кишиневскую тюрьму. Через месяц – освободили.
Бендеры и бандеровцы
Весной 1992 года конфликт перерос в фазу военного противостояния. 2 марта в Дубоссарах произошли столкновения, в ходе которых был застрелен начальник милиции. Этот инцидент послужил поводом для начала военных действий. Наиболее упорные бои прошли в Дубоссарах и Бендерах. Важную роль в войне сыграла 14-я армия, находившаяся в Приднестровье. После распада СССР она перешла в подчинение российского командования, оказавшись между Украиной и Молдовой, отрезанной от РФ.
Армия, которой командовал такой известный персонаж, как генерал Александр Лебедь, по указаниям Москвы, активно поддержала сепаратистов. До войны в Приднестровье Лебедь был заместителем командующего ВДВ России. После войны стал депутатом в Приднестровье, потом вернулся в Россию, и сделал крутую кпрьеру. Он стал депутатом Госдумы, затем –секретарем Совета безопасности и спецпредставителем президента России в Чечне. Один из подписантов мирных соглашений после Первой чеченской войны. Впоследствии стал губернатором Красноярского края. Погиб А. Лебедь в 2002 году при довольно подозрительных обстоятельствах – в результате падения вертолета. По одной из версий, Путину был не нужен соперник в лице бравого генерала, ползовавшегося популярностью в народе. К тому же, он слишком много знал…
Соотношение сил было не в пользу молдавской армии, которая почти не имела тяжелого вооружения. В июле отряды ПМР при поддержке 14-й армии РФ заблокировали в Бендерах силы молдавской полиции. Бой за Бендеры стал апогеем той войны. Число погибших превысило 1000 человек с обеих сторон.
Активно поддержали сепаратистов и различные добровольческие формирования, прибывавшие из России и Украины. Причем, непримиримые оппоненты – русские казаки и украинские националисты, действовали на одной стороне – беспрецедентный случай в их антагонистических отношениях. Один из лидеров Украинской национальной ассамблеи – Украинской народной самообороны (УНА-УНСО) Игорь Мазур-Тополя так объяснил этот противоестественный альянс: «Главная причина, по которой мы там воевали, – то, что это украинская земля: там целые села украинцев, школы, язык украинский считается одним из государственных в ПМР. И мы посчитали, что когда там война всего в 100 км от наших домов, погибают украинцы, а Кравчук как президент Украины и Министерство обороны ничего не делают, мы должны их защищать. Мы тогда наладили нормальные отношения с приднестровскими властями – у них не было предубеждения к нам, как в России. А всего через эту войну прошло около 400 наших и более 60 из них награждены медалями «Защитник Приднестровья».
И страшный Яценюк…
Среди награжденных был и основательУНА-УНСО Дмитрий Корчинский: «В 1992 году Бог послал нам войну в Приднестровье, которая в то время была нам крайне необходима. Это была тихая, домашняя, очень приятная война. Мы взяли под свою защиту украинцев Приднестровья. В боях под Кошицей одному унсовцу оторвало руку – это, пожалуй, единственная потеря с нашей стороны. Всего в той войне, под моим руководством, успело поучаствовать около 150 человек».
Высоко оценивает действия наших земляков Председатель Комиссии по внешней политике ВС ПМР Дмитрий Соин: «Cреди добровольцев своей организованностью отличались ребята из УНА-УНСО. Физически крепкие, в добротном обмундировании, они были достаточно активные, в чем-то агрессивные. У них была задача обкатать как можно больше людей для последующих локальных войн и попытаться вывезти как можно больше оружия из зоны боевых действий. При этом они воевали отчаянно, смело, и украинским добровольцам народ Приднестровья, конечно, благодарен. Кстати, это единственный случай в конфликтах на постсоветском пространстве, когда УНА-УНСО была на одной стороне вместе с российскими казаками».
Действительно, после боевого крещения члены УНА-УНСО и сам Корчинский принимали участие во многих военных конфликтах – в Абхазии, Чечне, Югославии, на Донбассе, но с русскими они уже были по разные стороны фронта. Этого российские власти им не могут простить. Доходит до курьезов: в 2017 году Следком РФ обвинил тогдашнего премьер-министра Украины Арсения Яценюка в том, что он якобы воевал в составе «националимтических банд» в Чечне и Приднестровье. В качестве «доказательства» опубликовали мутный снимок, на котором присутствует некий силует в очках. Железный аргумент! Вполедствии соратник Корчинского Вячеслав Артеменко узнал себя на том давнем снимке и публично заявил об этом. Но для Следкома РФ это не аргумент – сказано террорист, значит террорист…
21 июля 1992 г. в Москве между президентом Молдовы М. Снегуром и президентом РФ Б. Ельциным было подписано Соглашение о принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье. Но урегулирования так и не произошло, единственное «достижение» – за 30 лет конфликт надежно «заморозился». Многочисленные переговоры в различных форматах с участием ОБСЕ, России, США, ЕС, Украины, – оказались безрезультатными. Как и план Ющенко «Семь шагов на пути к демократии», разработанный тогдашним серетарем РНБО Украины П. Порошенко.
Более известным стал «меморандум Козака». Его разработал в 2003 году заместитель главы администрации президента России Дмитрий Козак, – кстати, уроженец Кировоградщины, – которого позже поставят покурировть вопросы оккупированного Донбасса. План мало чем отличался от знакомых нам «Минских договоренностей» и «формулы Штайнмайера» того же авторства. Он предусматривал федерализацию Молдовы, предоставление особого статуса Приднестровью. Регион смог бы блокировать молдавские законы, которые его, или москоских кураторов не устраивали бы. В то же время Молдова обязалась соблюдать нейтралитет, демобилизовать армию и на 20 лет предоставить российским войскам право находиться на территории Приднестровья как «гарант» урегулирования конфликта. Всего за несколько часов до назначенной церемонии президент Молдовы Владимир Воронин отказался подписывать этот документ. Россине утверждали, что он сделал это под давлением американцев.
Молдавский политик, бывший председатель ХДНП Юрий Рошка считает, что документ и не мог быть подписан. «Эта декларация о намерениях, которую должны были подписать Воронин и Смирнов, не имеет никакой юридической силы и противоречит Конституции Молдовы. Согласно этой бумажке каждый руководитель первого уровня должен был иметь заместителя из Тирасполя. Не хватает только наган приставить! Нигде в мире меньшинство не руководит большинством»!
Рецепты надежной заморозки
Тем не менее, не смотря на провал переговоров, конфликт перешел в замороженную стадию, вновь вернувшись в начальную стадию полемики и дискуссий. Торгово-экономические, гуманитарные и прочие связи развиваются из года в год без особых проблем. В чем же секрет спокойного долголетия потенциально горячей точки?
Во-первых, финансовая поддержка России. Через территорию Приднестровья проходит газовая труба, они получают газ по дотационным ценам и продают дороже молдавским потребителям. Во-вторых, контрабандные схемы, с теневым доходом в два миллиарда долларов в год. Из-за этого в существовании анклава заинтересованы влиятельные круги в Молдове и Украине, России и Румынии.
В-третьих, мягкая политика Европейского Союза. С 2009 г. проводится «практика малых шагов» – ЕС выделяет средства на трансграничные проекты, направленные на поддержку общественных инициатив с обоих берегов Днестра. За эти деньги – до $11 млн. в год. ремонтируются детские сады, строятся дороги, проводятся совместные мероприятия. Для такого небольшого государства как Республика Молдова, это серьезные ресурсы.
Возникает вопрос: почему же, не смотря на отказ Молдовы от подписания составленных Козаком обязательств, Россия не стала разжигать ситуацию как во всех остальных созданных ею сепаратистских анклавах – Абхазии, Южной Осетии, Донбассе? Ответ очевиден – главный фактор, препятствующий такому сценарию – отсутствие общей границы с РФ. Это означает проблемы с логистикой, снабжением и переброской войск. Соотвественно, контингент 14-й армии весьма ограничен – пара мотострелковых батальона и батальон управления, общим количеством до 4000 человек, преимущественно местных жителей, только офицеров иногда присылают из Москвы, остальные тоже давно там осели. Об этой группировке говорят – в суччае политического решения, ее не придется выводить – достаточно распустить всех по домам. По этой причине Россия не решилась в ходе нынешней войны наступать на Одессу с территории Приднестровья, как предполагали эксперты.
Но главная цель развязанной Кремлем войны прежняя – пробить коридор из Ростовской области до Приднестровья, достигнув этим сразу нескольких стратегических целей – проложить сухопутный коридор в Крым, полностью отрезать Украину от моря и портов, и выйти на границу с Молдовой. И если бы им удалось добиться этого, вполне очевидно – замороженный 30 лет назад конфликт в Приднестровье будет очень быстро разморожен. Дальше последуют ультиматумы Молдове – воссоединиться с ПМР в единое государство. Под российским протекторатом, естественно. А дальше – начнутся надуманные претензии к Румынии, мол, когда-то там у власти были союзники нацистов.
И так – до бесконечности. Единственная надежда у наших соседей, да и всего человечества – чтобы эти безумные планы не сбылись, – на Украину, народ которой сегодня героически противостоит обезумевшему от крови диктатору в неравной борьбе за свое право на существование…