Несколько дней назад суд в Украине окончательно запретил Коммунистическую партию. Таким образом, в почти 30-летней истории марксистко-ленинского движения в нашей стране поставлена точка.
Мы уже писали о том, как жила-работала и как канула в Лету Социалистическая партия в Днепродзержинске (ныне – Каменское). Теперь же попробуем вспомнить «этапы большого пути» Компартии в нашем городе.
Начиналось все в 1993 года. Сторонники коммунистической идеи в Украине оправились после шока 1991 года, когда Компартию УССР запретили после августовского путча в Москве, и начали восстанавливать свою партию под названием Коммунистическая партия Украины, ее лидером стал бывший партаппаратчик из Донецка Петр Симоненко. В Днепродзержинске восстановление парторганизации началось примерно осенью того же 93-го. По городу были расклеены листовки с призывом к сторонникам идей Маркса-Ленина собраться и начать новый политический проект. Метом сбора был назначен малый конференц-зал Дворца культуры Металлургов. Помнится, на оргсобрание пришло немало людей, в основном – пенсионного и предпенсионного возраста. Так в Днепродзержинске стартовала возрожденная Компартия.
Первый оглушительный успех пришел к местным коммунистам уже в следующем, 1994 году: кандидат от КПУ Антон Коропенко выиграл выборы в Верховную Раду от Заводского района Днепродзержинска (выборы тогда были только по «мажоритарке»). Причины его победы лежали, что называется, на поверхности. В 1994-м Украина переживала глубочайший кризис: галопирующая инфляция, безудержный рост цен (как говорили, продавцам приходилось менять ценники по несколько раз в день), остановка работы и развал многих предприятий, массовая безработица, нищенские зарплаты и пенсии. Ко всему этому добавились разгул бандитизма, паралич власти и бессилие правоохранительных органов, невиданная ранее коррупция среди чиновников. Люди устали от этого бардака под громким названием «реформы», именно с тех пор слово «реформатор» стало в Украине чуть ли не ругательством. Росло чувство ностальгии по стабильности времен СССР, и, голосуя за коммуниста Коропенко, люди явно голосовали за колбасу по 2 рубля 20 копеек, сигареты по 40 копеек, за работу и зарплату.
Правда, тогда же, в 94-м, всплыла одна очень нехорошая история. Вместе с выборами в Верховную Раду проводились и выборы мэра Днепродзержинска. От Компартии зарегистрировался кандидат по фамилии Шпунт, сотрудник ДМК. Однако затем он неожиданно снял свою кандидатуру в пользу действующего мэра Сергея Шершнева. Поговаривали, что причиной стала неосторожно оброненная Шпунтом фраза, едва ли не оправдывающая Гитлера. Ушлые сторонники Шершнева записали слова Шпунта на магнитофон и пригрозили поднять шум на всю Украину, после чего коммунист отказался от участия в выборах.
Ну а потом началось, как в грустной народной пословице: «Где два украинца, там три гетмана». В 1997 году Антон Коропенко рассорился со своими однопартийцами, и те исключили его из КПУ. Официальная причина – за тесные контакты с опальным «хозяином Днепропетровщины» Павлом Лазаренко. Хотя сам Коропенко отрицал какие-либо «договорняки» – по его словам, он просто вошел в депутатскую группу «Приднепровье», которую создал Лазаренко для лоббирования интересов нашего региона, причем из фракции КПУ Коропенко не выходил, а свое членство в «Приднепровье» он согласовал с лидером Компартии Петром Симоненко. Тем не менее, дело было сделано – на парламентские выборы 1998 года от Днепродзержинска баллотировались сразу 2 кандидата от КПУ – Антон Коропенко и журналист Вячеслав Анисимов, а в итоге победу праздновал представитель лазаренковской «Громады» Станислав Сафронов.
Хотя парламентские выборы были проиграны, в горсовет коммунисты Днепродзержинска зашли и создали свою фракцию. Городскую парторганизацию тогда возглавили Олег Пенек и вернувшийся из рядов Соцпартии Валерий Сидоренко, о нем мы недавно писали.
Не добавили авторитета Компартии как в Днепродзержинске, так и во всей Украине выборы президента 1999 года. Во второй тур тогда вышли действующий глава государства Леонид Кучма и лидер КПУ Петр Симоненко. И между первым и вторым турами начало происходить нечто странное: сторонники Кучмы работали вовсю – раздавали листовки, выписывали материальную помощь нуждающимся, оперативно решали жилищно-коммунальные проблемы и так далее, а по всем украинским телеканалам шла оголтелая антикоммунистическая пропаганда. А вот Симоненко и его партия просто отмалчивались, в итоге во втором туре победил Кучма. Тогда появились слухи, что-де Симоненко договорился с Кучмой, его специально вывели во второй тур, где он и «сдал» выборы Леониду Даниловичу. Так это было на самом деле или нет – сегодня мало кто знает, вот только рейтинг КПУ после выборов-99 начал снижаться.
Следующий этап в истории днепродзержинских коммунистов – это выборы 2002 года, парламентские и местные, они проводились одновременно. Выборы в Верховную Раду тогда неожиданно для многих выиграл выдвиженец КПУ, журналист многотиражки ДМК «Знамя Дзержинки», уже упоминаемый выше Вячеслав Анисимов. Поговаривали, что он был близок к победе и на выборах мэра (а он и там баллотировался), но в последний момент все-таки сделал свой личный (или не свой личный, а выполнил указание Симоненко, слухи были разные) выбор в пользу парламента. Причин победы Вячеслава Анисимова было несколько. Во-первых, он позиционировал себя как журналист, а это профессия тогда была, как ныне говорят, в тренде – Украина обсуждала историю исчезновения оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. Во-вторых, Анисимов был работником ДМК, и многие металлурги и их семьи поверили именно ему. Действительно, второй представитель ДМК, председатель профкома Николай Колючий, вызывал скорее отторжение, нежели симпатию – по городу и комбинату ходили слухи о барском образе жизни профбосса, о его невнимании к проблемам простых людей и соглашательстве с дирекцией предприятия в ущерб интересам рабочих. И, в-третьих, сыграл свою роль алфавит – фамилия Анисимова была первой в длиннющем бюллетене для голосования, и многие днепродзержинцы не заморачивались, а поставили галочку именно напротив строки «Анисимов».
Честно говоря, депутатство Анисимова удачным для Днепродзержинска назвать трудно. Да, в Верховной Раде он был активным «штыком» во фракции КПУ, принимал участие в парламентских потасовках и даже штурмовал здание Администрации президента, а вот на своем округе… Были скандалы с местными журналистами, вплоть до оскорблений и исков в суд. Оказалось, что никакой помощи городу на уровне Киева от Анисимова не видно, зато он рьяно лоббировал интересы некоторых местных бизнес-структур. Поговаривали, что был и скандал с ДМК: когда комбинат приватизировала Корпорация «Индустриальный союз Донбасса», Анисимов якобы выдвинул руководству «ИСД» свои требования, связанные с торговлей металлопродукцией, но был послан по известному адресу. Были и попытки со стороны Анисимова добиться отставки тогдашнего мэра Днепродзержинска Василия Швеца, были даже митинги-собрания по началу сбора подписей за вотум недоверия Швецу, но на этих митингах самого Анисимова освистали, а правозащитник Станислав Милославский тогда метко охарактеризовал «успехи» нардепа-коммуниста: «Жидко обкакался». Порой доходило до абсурда: жители Заводского района, в том числе и работники ДМК шли на прием со своими проблемами не к «своему» депутату Анисимову, а к нардепу по соседнему 29-му округу Александру Касьяненко.
В общем, на парламентских и местных выборах 2006 года ни у Анисимова, ни у местных коммунистов уже не было каких-либо серьезных шансов. Правда, по итогам тех выборов в местные органы власти они все же прорвались: Олег Пенек и Валерий Сидоренко стали депутатами горсовета, а Вячеслав Анисимов – Заводского райсовета. Но тут же наметилось противостояние по линии Пенек-Сидоренко с одной стороны и Анисимов – с другой. Последний явно был в фаворе у Симоненко, и произошло невиданное ранее событие – с подачи ЦК КПУ Пенька и Сидоренко лишили мандатов депутатов городского совета, раскол в Компартии продолжался. Затем были досрочные выборы мэра Днепродзержинска, куда баллотировался все тот же Анисимов. Результат был для коммунистов удручающий: Анисимов даже не вошел в первую тройку лидеров, люди явно не хотели больше голосовать за Компартию.
Ближе к концу «нулевых» Симоненко явно решил навести порядок в организации КПУ Днепродзержинска – главой местной Компартии был назначен Сергей Ткаченко, равноудаленный от Пенька и Анисимова. Но успеха это не принесло – на местных выборах 2010 года коммунисты показали более чем скромный результат. Не получилось и с выборами в парламент 2012 года – КПУ от Днепродзержинска выдвинула иногороднего Сергея Храпова, за него даже приезжал агитировать сам Петр Симоненко, но результат – нулевой.
А в 2013 году была шумная драка на площади Ленина – 24 августа, в день Независимости, коммунисты подрались со «свободовцами». Уже тогда стало ясно – власть Януковича очень слаба, что и подтвердилось через несколько месяцев, во время Евромайдана. Осенью 2014 года СБУ и прокуратура неожиданно арестовала Сергея Ткаченко и его соратника Дениса Тимофеева по подозрению в сепаратизме и антигосударственной деятельности. Подробности этого дела до сих пор не известны, явно пройдет много лет, пока все выяснится. Кстати, тогда опозорился Днепродзержинский городской совет – посадили в тюрьму коллегу-депутата, но никто даже ни слова не сказал в его защиту и не потребовал от СБУ и прокуратуры отчета об этом случае. Баглейский райсовет вроде потребовал отчета от правоохранителей по поводу ареста Тимофеева, но это дело быстро замяли, что тоже не делает чести райсовету и его тогдашнему председателю Павлу Галагузе. На этом и закончилась деятельность Компартии в Днепродзержинске, позже переименованном в Каменское.
Вот такая история Компартии в Каменском. Партии, которую поразила болезнь личных амбиций, вождизма и карьеризма. Идея-то была хорошей – защита интересов наемных работников, социальная защита малоимущих, гарантии государства. Но все это рухнуло из-за того, что «на два коммуниста было три гетмана». И сейчас уже суд поставил точку в движении, которое заявляло о громадных планах, но на деле оказалось пшиком…