В книге “Мой город” краевед Игорь Викторович Подзерко вспоминает о семье металлургов Прокопенко, проживавших в двухэтажном, хорошо сохранившимся доме № 12 по улице Красноармейской (ныне Алексея Сокола): “Василий Ефимович был инженером-прокатчиком, одно время мне довелось работать под его руководством, а его жену Елену Николаевну – из знаменитого на Дзержинке рода Романовых, – знали все заводчане. Долгое время она была бессменным секретарем у директоров завода Фоменко Н.М., Орешкина Г.Г. и Филонова И.Г.”. Но мало кто знает, что младший брат Василия Ефимовича, Алексей Прокопенко является кинооператором, снявшим в 1959 году на Киевской киностудии имени А.Довженко фильм “Иванна”, на который Папа Римский наложил анафему. Кстати, в 1960 году лента украинского режиссера Виктора Ивченко была лидером кинопроката в СССР.
Знаменитый земляк
В газете “Дзержинец” от 13 февраля 1960 года напечатана маленькая заметка “Фільм, знятий нашим земляком”.
“Київська кіностудія художніх фільмів О.П.Довженка випустила нову картину “Іванна”. Поставлена вона за сценарієм відомого львівського письменника лауреата Сталінської премії В.Бєляєва.
В основу фільму покладено фактичний матеріал – розповідь про один з багатьох злочинів католицької церкви, вірного прислужника папського престолу, запеклого буржуазного націоналіста митрополита Андрія Шептицького.
Цей фільм знімав наш земляк – кінооператор Олексій Прокопенко, відомий глядачам на зйомках кінофільму “Надзвичайна пригода”.
З понеділка кінофільм “Іванна” демонструватиметься в кінотеатрі “Родина” та Палаці культури металургів”.
Алексей Ефимович Прокопенко родился в Аулах. Там до сих пор живет его племянник Сергей Николаевич Молибога. Его покойная мама Любовь Кирилловна Молибога (в девичестве Денисенко) приходится двоюродной сестрой Алексею Ефимовичу. Вот что рассказал Сергей Николаевич о своем знаменитом дяде. “Знаю, что мамину маму звали Матрена Спиридоновна, а дяди Алеши – Лукерья Спиридоновна, – говорит он. – Еще знаю, что третья сестра, Анна Спиридоновна Бабенко, работала в республиканских органах правосудия. Мама вспоминала, что у дяди Алеши был старший брат Василий, который после войны работал на Днепровском металлургическом заводе. Алексей Ефимович воевал на фронте, был награжден несколькими медалями. После войны пошел учиться во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Когда он жил в Киеве, то оказывал хорошую подержку всем племянникам. Я его и видел-то очень мало. Последний раз он приезжал в Аулы ко мне на свадьбу в 1980 году. Но из-за своей загруженности по работе, приехал, поздравил нас и быстро уехал. А после смерти, мы практически потеряли связь с семьей известного родственника. Его жена Раиса Михайловна работала художником-мультипликатором на киностудии. У них остались сын и дочка”.
О добропорядочности и уважительном отношении к окружающим людям Алексея Прокопенко вспоминают с теплотой его бывшие ученики. “В университете мы попадали, как в художественной академии, в мастерской до определенного мастера. Таким у меня был Алексей Ефимович Прокопенко – известный кинооператор, который ушел из жизни, но остался у всего нашего курса в сердцах, потому что был талантливым человеком и мог выразить свой талант с помощью художественных и технических средств”, – говорит Сергей Борденюк, ученик А.Прокопенка.
Фильм, преданный анафеме
Фильм “Иванна”, повествующий о трагической судьбе молодой девушки — дочери священнослужителя, партизанке, был снятый в далеком 1959 году. Вот цитата из воспоминаний Инны Бурдученко, сыгравшей главную роль: “Картина имела огромный успех не только в стране, но и за рубежом. Ходили, например, упорные слухи, что фильм предал анафеме Папа Римский Иоанн XXIII, поскольку главная героиня по сценарию отрекается от Бога. Первыми это известие привезли футболисты, которые тогда находились в Риме на Олимпийских играх”.
Вспоминает директор картины Григорий Чужой: “Фильм о девушке, которая погибла, порвав с церковниками, стал лидером проката 1960 года, лауреатом Всесоюзного фестиваля. Удивительные глаза Инны смотрели с афиш и обложек журналов. Но для группы фильм “Иванна” оказался роковым. Микола Бажан, вернувшийся из Италии, принес Виктору Иларионовичу Ивченко (режиссеру фильма. – прим. автора) газетную вырезку – послание Папы Римского по поводу нашего фильма. Фильм был показан в Польше, но тут же запрещен митрополитом Вышинским. Поддержку своей позиции он нашел в Ватикане – Папа Римский проклял фильм и всех его создателей в специальном послании”.
Ватикан усмотрел в этом ересь и клевету на христианскую мораль. После проклятия злой рок стал преследовать создателей картины – один за другим ушли из жизни несколько человек. 15 августа 1960 года выполняя опасный дубль в сцене пожара на съемках еще одного антирелигиозного фильма “Так никто не любил” погибла (с неуспевшим еще родиться ребенком) актриса Инна Бурдученко, сыгравшая роль Иванны. А ровно через три года 15 августа погиб в автокатастрофе и отец неродившегося ребенка Игорь Кирилюк. Под колесами троллейбуса нашел смерть сын художника-постановщика Юферова, при загадочных обстоятельствах умерла жена оператора комбинированных съемок Илюшина, от неизвестной болезни скоропостижно скончалась дочь автора сценария Беляева. Ушли второй режиссер, декоратор, заместитель директора фильма. Да и у Виктора Илларионовича Ивченко начались осложнения с сердцем.
Конечно, эти трагические события можно назвать притянутыми за уши, совпадением. Но факты остаются фактами.
ДОСЬЕ
Прокопенко Алексей Ефимович, кинооператор.
Родился 19 ноября 1925 г. в селе Аулы (Днепропетровская область).
Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1985).
Окончил операторский факультет ВГИКа (1955, мастерская А.Гальперина).
Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями.
В 1955—1985 — оператор-постановщик Киевской киностудии имени А.Довженко.
Педагог КГИТИ имени И.К.Карпенко-Карого (с 1966), профессор (1995).
Ушел из жизни 30 января 2009 года. Похоронен 2 февраля на Байковом кладбище.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1955 “В один прекрасный день” (пом. оператора)
1956 “300 лет тому…” (второй оператор)
1956 “Пропал без вести” (второй оператор)
1958 “Ч.П.”(оператор)
1959 “Иванна” (оператор)
1962 “Здравствуй, Гнат!” (оператор)
1963 “Серебряный тренер” (оператор)
1965 “Вниманию граждан и организаций” (оператор)
1967 “Десятый шаг” (оператор)
1969 “Падающий Иней” (оператор)
1970 “Путь к сердцу” (оператор)
1973 “Абитуриентка” (оператор)
1974 “Второе дыхание” (оператор)
1980 “Поезд чрезвычайного назначения” (оператор)
1981 “История одной любви” (оператор)
1982 “Казнить не представляется возможным” (оператор)
1984 “Твое мирное небо” (оператор)
1994 “Экскримация” (худ.рук.)