Заслуженную артистку Украины Светлану Сушко хорошо знают и любят зрители театра в Каменском. На сцене театра она создала целую галерею ярких и незабываемых образов, а в прошлом году буквально поразила всех театралов нашего любимого города невероятно эмоциональной актерской работой в моно-шоу-драме «SOLODEN’KA» о жизни и судьбе легендарной актрисы Мэрилин Монро. В новом театральном сезоне зрители будут иметь возможность оценить творческий потенциал Светланы Сушко уже в качестве режиссера.
В ноябре на Новой сцене театра состоится премьера романтического триллера «Английская рулетка» в ее постановке. О том, почему она не боится рисковать в творчестве и почему решилась попробовать себя в качестве режиссера Светлана Сушко откровенно рассказала в интервью нашей газете.
– Светлана, скажите, что Вам нравится в нашем театре?
– Люди. Театр – это в первую очередь, артисты, это люди, которые в нем работают. Без артиста театра нет. Поэтому очень важно, в какой коллектив ты попадаешь, какие люди тебя окружают, какие творческие задачи можно решить с этими людьми… Очень важно какой режиссер в театре, куда он направляет. Какой стиль задает, какой темп, какой ритм. Это все имеет значение.
– А какие творческие задачи Вам бы хотелось решить в нашем театре?
– На сегодняшний день я осознаю, что для человека очень важна его реализация, в какой бы сфере он не работал. У творческих людей всегда есть амбиции – решить какую-то такую творческую задачу, какую еще никогда не решал. Притронуться к такому аспекту в творчестве, к которому еще никогда не прикасался. Реализовать себя в профессии для творческого человека – это жизненно важно. Для меня, во всяком случае, оказалось жизненно важно быть творчески реализованным человеком. И слава Богу, в этом театре этот режиссер, этот директор, этот коллектив позволяют мне чувствовать себя творчески реализованным человеком.
Вчера была репетиция концерта, мы шутили с Сергеем Анатольевичем, и я сказала: «На сегодняшний день, я понимаю, что каждый день в театре – это как новая жизнь». Это прозвучало как шутка, но в то же время я думаю, что так оно и есть. Мне бы не хотелось жить прошлым, я стремлюсь быть все время в струе, быть нужной для театра, решать новые задачи, для того чтобы иметь возможность двигаться вперед. В сказке Льюиса Кэрролла есть такая фраза «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Поэтому я стараюсь очень быстро «бежать», чтобы хотя бы на шажочек продвигаться вперед.
– Наблюдая за Вашим творчеством, анализируя какие-то Ваши поступки, у меня сложилось мнение, что в Вас присутствует достаточно заметная «жилка авантюризма».
– А без этого в театре нельзя. Как мы иначе найдем что-то новое!? Как мы без этого будем восхищать публику?! Как мы без этого будем привлекать внимание? Ведь наша задача чем-то потрясать, воздействовать и восхищать зрителей! Или драматургией, или какими-то визуальными решениями, или костюмами. Мы делаем все, чтобы привлечь внимание зрителей, получить одобрение и восхищение публики. Ради этого мы работаем и живем… Вы знаете, премьера спектакля всегда волнительна для артистов, потому что никогда не знаешь, как отреагирует зритель, никогда не знаешь, как все в конечном итоге получится. Иногда даже страшновато. Но в этом как раз и есть авантюризм – попробовать и посмотреть, что получится.
А просто отыграть спектакль по накатанной и пойти домой нельзя?
– Можно, конечно. Но останешься ли ты довольным и творчески реализованным в этом случае? Я думаю, вряд ли.
Хотел поговорить о Вашей работе в спектакле « SOLODEN’KA», премьера которого состоялась в прошлом театральном сезоне. На мой взгляд, отыграть на все 100 % в спектакле с таким большим количеством текста, в таком быстром темпе – это маленький актерский подвиг. Мне кажется, что решиться на такой проект – это тоже была своего рода авантюра.
– Знаете, тут дело даже не в темпе… Вот Вас восхищает в этом спектакле темпоритм, количество текста и так далее… Но самое дерзкое, самое отважное с моей стороны в этом случае – было вообще решиться сыграть Мэрилин Монро, личность знаменитую во всем мире. Сколько лет уже прошло после ее смерти, а она до сих пор в тренде. До сих пор футболки с ее изображением носят, некоторые известные бренды считают нужным «подпиарится» и подкрепиться за счет ее личности, за счет ее харизмы. Поэтому решиться на этот шаг – была большая дерзость с моей стороны, большой риск со стороны главного режиссера театра и со стороны режиссера, которая со мной работала – Маргариты Ненашевой. Люди ведь приходят в театр и ожидают от исполнительницы физиологического сходства с Мэрилин, такой же бешенной сексапильности и многих других качеств, которым я не обладаю, как личность и как человек. Все эти ожидания мне нужно было оправдать, нужно было найти какие-то важные психологические черты, исследуя знаковые события в ее жизни, создать полноценный образ. Мы с режиссером решили заглянуть немножко за горизонт и увидеть «неизвестную Мэрилин». Эта работа, конечно, была очень непростая, но интересная.
– Сейчас Вы, в качестве режиссера, ставите в театре спектакль «Английская рулетка». И как режиссеру, наверное, гораздо больнее понимать и принимать, что после премьеры спектакль уже уходит в свободное плавание и Вы никак не можете повлиять на его дальнейшую судьбу. Как в таком случае, зная, что будет больно, решились попробовать себя в режиссуре?
– На мой взгляд, когда человек вообще принимает решение, получить такую профессию, как режиссер, то это либо необдуманная глупость, или обдуманная дерзость. Потому что эта профессия от тебя много требует. Это огромная ответственность. Ведь режиссер должен быть способен осознавать, что такое театр не с точки зрения индивидуальности. Артист все время «копается» в себе, все время занимается одним направлением. А режиссер должен охватить все грани театра. Четко осознавать, что есть мнение драматурга, есть мнение зрителя, есть мнение литературоведа, есть мнение культуроведа, есть мнение театроведа, есть мнение исполнителя роли, а есть мнение режиссера. И вот это режиссерское мнение, режиссерская интерпретация того или другого материала должны быть уникальны… Режиссер должен бесконечно думать и отвечать за свои режиссерские поступки. Чувствовать ответственность перед зрителями, которые придут смотреть спектакль, перед драматургом, который сотворил произведение и вложил в него душу.
И огромную ответственность режиссер должен испытывать перед артистами, ведь у них тонкая душевная организация, они как дети. Они должны быть такими.
Я знаю, какое это наслаждение, когда существует взаимодоверие между режиссером и актерами, когда в результате кропотливого труда мы находим вот это «зернышко» и как дети радуемся, что оно нашлось и что оно превращается в произведение. К этому можно бесконечно стремится, это бесконечно интересно. Я люблю этот процесс. И я глубоко благодарна Сергею Анатольевичу Чулкову и Маргарите Андреевне Кудиной, что они дали возможность мне попробовать, проявиться, реализоваться в позиции режиссера.
– Почему для своего режиссерского дебюта Вы выбрали именно пьесу «Английская рулетка»?
– Мой мастер учил меня как выбирать пьесу для постановки. Он говорил: «Когда читаешь пьесу – следи за собой, следи за своим сердцем, следи за своим чутьем». И бывает так, что прочитал – ну и прочитал. А бывает так, что читаешь и на каком-то предложении, на каком-то слове – у тебя что-то «ёкает» внутри: или сердце сжимается, или закололо где-то, или плакать захотелось… Отклик в теле какой-то должен быть. И когда вот этот «звоночек» есть, на него нужно пристально обратить внимание. Как за ниточку осторожно потащить и тогда ты увидишь и поймешь: «А вот из этого можно сделать хороший спектакль». Это помимо прочих жестких правил, согласно которым данная пьеса актуальна и приемлема в данное время, в данном коллективе и в данном театре. Это тоже очень важно. Потому что все эти составляющие должны сойтись. У режиссера может «ёкать» бесконечно, а реальность выставляет свои требования к материалу. Поэтому в этом плане режиссеры поставлены в определенные жесткие условия. И тут все непросто.
– В этой пьесе в каком месте у Вас «ёкнуло» и сжалось сердце?
– Когда главный герой в виде бомжа приходит в высококлассный, богатый дом и говорит его хозяйке, женщине из класса власть имущих, принадлежащей к истеблишменту: «На Вашем месте я был бы благодарен судьбе, что на моем месте из всей лондонской мрази оказался именно я. Я – человек». Мой «звоночек» в этой пьесе – его фраза «Я – человек!» По сути этот человек выглядит выброшенным, по сути он находится на самом дне общества, в грязи, в нищете. Но в итоге оказывается, что по сравнению с теми людьми, которые живут в блеске и чистоте, у него больше настоящих человеческих качеств. И когда мы с артистами приступили к работе, а почувствовала, что верно «ёкнуло». Они откликнулись на эту мысль и, как мне кажется, поддержали ее.
– Выбор актеров для этого спектакля был сложным?
– Выбор артиста – это всегда не так просто, как может показаться на первый взгляд. Мне очень повезло, что Сергей Анатольевич, как главный режиссер театра, не просто дал возможность поставить этот спектакль, но он участвует в процессе, он помогает, он наставляет. Его советы для меня важны, нужны и полезны. Не бывает так, что человек, каким бы талантливым он не был, сразу сделал гениальное произведение. Всегда нужен наставник. Всегда нужен авторитетный человек, который подскажет, покажет, поможет, поддержит. Повторюсь, мне бесконечно повезло в этом плане с Сергеем Анатольевичем, потому что он в том числе и артистов мне посоветовал. Мы долго сидели с ним в кабинете, решали этот вопрос, и он помог мне сделать правильный выбор. И на том этапе, на котором мы сейчас находимся в процессе постановки спектакля «Английская рулетка», мне кажется, что мы сделали правильный выбор.
– Решение руководства театра – поставить спектакль «Английская рулетка» на Новой сцене, считаете правильным? Или вам хотелось, чтобы он был поставлен на Основной сцене?
– Опять же вернусь к своему мастеру по режиссуре – Школьнику Александру Аркадьевичу. Он научил меня в том числе одной важной вещи. То, что артисты – это главное в театре, то, что артисты – это и есть театр. Это непреложно. Но вместе с тем, он говорил: «Персонаж номер один – атмосфера. И грамотный режиссер всегда должен чувствовать и понимать – какой жанр, какой стиль, какой материал, как его подавать, в каком пространстве». Ведь то, что ты сделаешь на стадионе, не всегда удастся повторить даже на большой сцене в большом зале. А то, что можно сделать на камерной сцене, невозможно повторить на стадионе. Дело даже не в площади. Дело в том, как ты можешь создать этот «персонаж номер раз» – атмосферу. И мне кажется, что решение поставить «Английскую рулетку» на Новой сцене имеет смысл как раз потому, что там естественнее можно воссоздать атмосферу этого богатого дома, в котором находятся всего два человека. Там зал меньше, но это как раз помогает создать ощущение некоей тревоги, предчувствие некоего события. Я думаю, что в интерьерах Новой сцены эта пьеса будет смотреться органично и естественно.
– Как считаете, исходя из того, на каком этапе сейчас находится работа над «Английской рулеткой», спектакль получается?
– Мне кажется, что, когда ты работаешь над проектом невозможно никогда объективно сказать, получается он или нет. Это должен зритель сказать. Для меня творчество – это не результат, для меня творчество – это Путь. Творческие люди никогда не останавливаются на достигнутом, они постоянно что-то добавляют, что-то дописывают. Не случайно у известных художников есть целые циклы картин. Например, у нас в спектакле фигурирует картина Пабло Пикассо «Плачущая женщина». Так вот оказывается, что «Плачущих женщин» у Пикассо – 12! И как мы можем сейчас понять – какие цели он преследовал, какие задачи он перед собой ставил, чего он хотел добиться, рисуя 12 портретов плачущей женщины. Но каждая из этих «Плачущих женщин», отличается от других картин цикла графикой, цветовым решением, ракурсом. А это все имеет значение. Возможно, ему пришла идея написать картину «Плачущая женщина». И он создал одну картину. А дальше ему кажется, что в этой работе есть некоторая недосказанность, незавершенность, кажется, что «Следующая картина «Плачущая женщина» может быть более полноценной. Но и она его не удовлетворила. И потому на свет появляется третья, четвертая и все последующие «Плачущие женщины». Для настоящего художника творчество – это всегда Путь.
И нормальный артист тоже с каждым спектаклем – совершенствуется. Он чувствует, что вот эта фраза публикой не очень воспринимается, Агап, значит может мне ее спокойней произнести? Или, наоборот, её «поддать», чтобы это было более выразительно. И он постоянно совершенствуется на сцене со зрителем. Он должен быть чутким к реакции зрителя. Вот мы и посмотрим на реакцию зрителей.