«Я в серці маю те, що не вмирає…»

Осмысление каких-то вещей может длиться всю жизнь. Образы, факты, люди, события трансформируются, приобретают другие очертания, звуки, краски. Спектаклем-путешествием, разрушающим привычные представления, стала премьера этих выходных «Цілую. Леся», которая состоялась в Академическом музыкально-драматическом театре имени Леси Украинки.
Богом и болезнью было отмеряно сорок два года Ларисе Косач, известной всем под псевдонимом Леся Украинка. Женщине, которая любила, творила, страдала. Вот двенадцатилетняя девочка пишет маме после опрерации. Операции на руке, которая полностью изменила её судьбу – талантливой пианистки не будет, как не будет и многого в её жизни, потому что тридцатилетняя война с туберкулёзом костей диктовала свои правила игры. В Луцке до сих пор показывают туристам место, куда маленькая Леся со своим братом пришли смотреть на праздник Водокрещения. Просевший от огромного количества людей лёд,   промокнувшие в зимней воде валенки – и диагноз на всю жизнь…
Юная поэтесса выпустила свою первую книгу. Восторг, смущение, радость от одобрения тех, чьё мнение так важно и дорого. Первые переживания, мечты, фантазии, силой таланта превращающиеся в творчество. Герои книг, герои её жизни проходят перед залом  чередой воспоминаний, отрывков из писем, светлых и горьких, радостных и мучительных. Письма близким людям всегда очень интимны, они ведь не рассчитаны на зрителя и слушателя. Потому иногда возникало ощущение, что тебе позволили заглянуть в чужую жизнь, чужую семью, взаимоотношения с родными, которые не всегда понимают и принимают решения друг друга.
Сама атмосфера сцены спектакля довольна камерна, кровать в центре – как символ чего-то  личного, скрываемого обычно от посторонних глаз (мы же не пускаем кого попало в свою спальню, да и на больничной койке видят нас немногие). Но эта кровать  – не только символ прикованности, несвободы больного тела. Она может становиться смертным ложем, свадебным столом, купе поезда. Каждый предмет на сцене многофункционален, и за этими бесконечными превращениями ты следишь с вниманием ребёнка, который хочет разгадать секрет фокуса, но всегда ошибается. Чемодан становится почтовым ящиком, надгробием, холстом, а стены больничной палаты превращаются в волны морского прибоя. Таких перевоплощений на протяжении спектакля очень много, да и нет смысла препарировать каждую сцену, потому что всё настолько органично, вдумчиво сделано, каждая мелочь, деталь вплетаются в общее полотно, чтобы создать картину необыкновенную. Музыка, балет, свет, декорации, работа всех актёров этой постановки добавляют следующий мазок, штрих, за которыми ты следишь, не замечая времени. Напряжённая атмосфера сцены держит внимание зрителя все час сорок так, что не возникает даже мысли посмотреть на часы.
Но все эти сценические находки  не имели бы смысла без главного – Актрисы. Марину Юрченко нет необходимости особо представлять в нашем городе, мы её знаем и помним по многим удачным ролям, но эта…Ей не нужно было менять костюмы, причёски. Скромное серое платье, застёгнутое на все пуговицы до самого горла, чёрные ботинки, никаких внешних эффектов. Но ей удалось показать драму такого масштаба, такой силы и внутреннего надрыва, что горло сжимало спазмом и на глазах выступали слёзы. Трагедия мужественной и волевой женщины, способной положить на алтарь своей любви собственное здоровье, при том, что эта любовь безответна. Сомнения борца за лучшее, счастливое будущее для своего народа, который уже устал ждать результатов этой борьбы. Чувство вины дочери, приносящей своим родителям столько страданий. Всё это  – в том чудодействе, которое создавалось на сцене прекрасной актрисой, способной передать все нюансы эмоций своей героини, все оттенки её чувств и переживаний. После спектакля не было желания говорить об увиденном, потому что наполненность впечатлениями была такова, что хотелось всё это как-то удержать в себе, сохранить, а потом уже, через время, может быть, облечь в слова.
Все мы когда-то читали стихи Леси Украинки, что-то помним из «Лісової пісні». Может, некоторые даже вспомнят какие-то факты из её биографии. Но если бы перед этим нам показали такой спектакль…Маргарита Ненашева как режиссёр-постановщик сумела совершить почти невозможное: из скучного, хрестоматийного образа классика, чьи портреты у всех перед глазами с детства, создать портрет живого, искреннего и чуткого человека, которого не хочется просто жалеть. Им хочется восхищаться. А ещё перечитать «Одержимую», да и не только её.
Театр в Каменском много лет носит имя Леси Украинки. И, наверное, символично, что такой спектакль появился на нашей сцене. Хочется, чтобы его увидели шестнадцатилетние школьники, которым лень готовить домашние задания по украинской литературе. И женщины, которым кажется, что они знают всё о несчастной любви. И просто обыкновенные думающие люди. Потому что не посмотреть такой спектакль, значит, обокрасть  самого себя.
Светлана Садовенко.

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *