Маргарита Кудина: «Мне безумно нравится общаться со зрителями – это то, что меня вдохновляет!»

15 июля грандиозным концертом «Рок-шоу. Золотые хиты» Академический музыкально-драматический театр им. Леси Украинки закрыл свой 41-й театральный сезон. Сезон этот, с учетом санитарных ограничений, введенных из-за эпидемии коронавируса, оказался для театра довольно сложным. Но несмотря на все объективные трудности, коллектив театра продолжал работать и радовать зрителей как старыми уже полюбившимися им постановками, так и премьерами новых спектаклей. Накануне закрытия сезоны мы попросили директора нашего театра Заслуженного деятеля искусств Украины Маргариту Андреевну Кудину рассказать о том насколько сложно было работать театру в условиях локдауна, почему она решила вернуться на сцену и сыграть главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж» и какие планы есть у руководства театра на следующий сезон.

– Маргарита Андреевна, эпидемия коронавируса очень сильно ударила в том числе и по культурной жизни нашей страны и нашего города. Наверное, Вы общаетесь со своими коллегами из других театров, обсуждаете ситуацию. Скажите, как по сравнению с другими театрами пережил карантинные ограничения наш театр? 

– Да, у меня очень большой круг общения, я знаю многих директоров других театров. Естественно, мы созваниваемся, обмениваемся информацией. Конечно же, все мы переживаем очень сложные времена в связи с ситуацией, вызванной эпидемией. И не только театры, но и вся наша украинская культура в целом: и кинотеатры, и телевидение, и шоу-бизнес. Все очень пострадали. Но я могу сказать, что мы по показателям посещаемости не только не ниже, но даже и выше многих других театров. Мы в этом сезоне сыграли 241 спектакль, которые посмотрели почти 30 тысяч зрителей. Да, хотелось бы 280 спектаклей и 60 тысяч зрителей, как в обычный сезон, но и так мы сделали все, что могли. Мы использовали все свои резервы. Я всегда всех стараюсь мобилизовать, стараюсь убедить, что нам нужно больше работать, нам нужно активнее развиваться. И если у нас что-то плохо, то это не обстоятельства так сложились, а мы что-то недостаточно делаем.

Кстати, если учесть городские мероприятия, которые мы организовывали и проводили, и тематические концерты, которые у нас с неизменным успехом проходят, то число наших зрителей можно смело умножать в два раза.

К сожалению, мы совершенно не играли массовые спектакли, в которых занята практически вся труппа, такие как «Наталка-Полтавка» и «Марица».  Мы вынуждены были отказаться от них, чтобы у нас на сцене не было много людей. Единственное, мы себе позволили пару раз показать «Летучую мышь».

Были у нас и гастроли, конечно же, не в таком объеме, как в прошлые годы, но мы показали в Харькове «Игру в любовь», в Днепре – «Тартюфа» и «Льва зимой», а в Никополе три спектакля: «Руководство для желающих жениться», «Тартюф» и Семейный уикенд».

Как бы ни было тяжело, но мы должны приспосабливаться и искать выход из любой ситуации. Вы знаете, зрителей очень трудно собрать, но очень легко потерять. Во время  карантина, многие наши зрители перестали ходить в театр  не только потому, что у нас сократилось количество посадочных мест, но и просто из опасения заразиться. Нам сейчас их нужно собрать и опять вернуть в театр. А это очень непросто. И хотя сейчас все ограничения сняли, и нам разрешили полностью заполнять зал, чему мы очень обрадовались, но многие все равно опасаются идти в театр. Людей так долго отучали посещать общественные места, что они по инерции боятся это делать и сейчас.

– Скажите, а в нашем театре много людей переболело коронавирусом?

– Слава Богу, нет. Единицы. Мы очень старались максимально обезопасить людей. Мы соблюдали все санитарные нормы: постоянно проводили уборку и дезинфекцию помещений. Мы меняли формат репетиций, мы сократили количество людей на сцене, а все наши артисты обязательно репетировали в масках. У нас даже артисты балета на репетициях в масках танцевали.

Представляете? У нас был строгий контроль за самочувствием всех сотрудников, на входе всем обязательно меряли температуру и даже при ее незначительном повышении, человек тут же отправлялся домой. Был период, когда мы все сидели по домам и онлайн работали. На спектаклях мы не допускали зрителей к артистам, чтобы те могли вручать цветы. И на эту меру мы тоже вынуждены были пойти. И это дало свой результат. У нас были только единичные случаи заболевания, но в целом коллектив остался здоровым и работоспособным.

– Я обратил внимание, что в этом сезоне в театре, несмотря опять же на сложности, связанные с карантином, было достаточно много премьер, большинство из которых были очень доброжелательно встречены зрителями. Можете более подробно о них рассказать?

– Да, мы в этом сезоне постарались порадовать зрителей премьерами новых интересных и, если так можно сказать, актуальных спектаклей. Так вместе с Департаментом здравоохранения и Департаментом по гуманитарным вопросам мы создали спектакль-сказку «Корона, вирус и мыльные пузыри» для школьников младших классов, в котором в веселой и игровой форме объясняли детям главные правила гигиены, которых нужно придерживаться во время пандемии коронавируса. В начале учебного года мы показывали эту сказку детям на открытом воздухе в Театральном дворике нашей Новой сцены в бывшем ДК Горького. Для наших самых маленьких зрителей у нас было еще две премьеры добрая и веселая сказка «Ежик без колючек» и сказка «Солнце среди ночи», в которой вместе с актерами театра играют воспитанники детской театральной студии «Гармония». В начале июня этот спектакль принимал участие в IV Всеукраинском театральном фестивале детских и юношеских коллективов «Сказки Украины», который проходил в Бердянске и был отмечен 5-ю дипломами.

К юбилею Леси Украинки у нас в театре был создан уникальный спектакль-путешествие по письмам и произведениям этой выдающейся писательницы – «Целую. Леся». Особенность этой постановки заключается в том, что спектакль полностью создан на базе театра – от  рождения замысла, написания пьесы до сценического воплощения. Были у нас и другие успешные премьеры: драма «Женщины Джейка» по пьесе Нила Саймона, которым мы открыли сезон, моношоудрама «SOLODEN`KA. Мерилин Монро» о жизни и судьбе этой легендарной актрисы, комедии «Семейный уикенд», «Иллюзионисты», «Странная миссис Сэвидж», «Мужчина к празднику».

А ведь у нас были еще и премьеры концертных программ для поклонников самых разных музыкальных жанров. На Камерной сцене  мы показали два новых  концерта:  «Музыкальные шедевры эпохи барокко» и «Моцарт». А для любителей оперетты настоящим подарком стала премьера сольного концерта вокалистки нашего театра, лауреата международных конкурсов оперетты и мюзикла Натальи Штернер «В лучах солнечного жанра», которая состоялась в конце декабря. Зрителям очень понравились рождественский концерт «Штраус-карнавал» и программа ко Дню влюбленных  «Сумасшедшая штука любовь». Недавно с огромным успехом прошла премьера второй  части «Рок-шоу. Золотые хиты». Кстати, 15 июля мы закроем сезон именно рок-концертом, он будет в двух актах, и туда войдут хиты и из первой, и из второй частей. Шоу начнется на площади перед театром, в нем примут участие байкеры из мотоклуба SINNERS.

– Наряду с премьерами, в театре есть спектакли, которые уже давно присутствуют в его репертуаре, например, «Тартюф». Но количество любителей театра в городе ограничено. И посмотрев спектакль один или два раза, люди, скорее всего на него уже не пойдут. То есть можно предположить, что заполняемость зала на таких спектаклях будет снижаться. Почему Вы все равно оставляете их в репертуаре?

– Я с Вами не соглашусь. Я точно знаю, что у нас есть зрители, которые по 6-7 раз ходят на один и тот же спектакль. И им все равно интересно. Таких не так много, но они есть. Например, у меня в этом сезоне прошло три спектакля «Странная миссис Сэвидж». И уже есть зрители, которые смотрели его два раза. Им интересно посмотреть спектакль с одним составом и с другим. И они уже говорят, что в одном спектакле она сыграла вот так, а в другом – совсем по-другому. Знаете, чем отличается театр от кино? Снятый фильм – всегда одинаков. А двух одинаковых спектаклей не бывает. В кино оператор выставил кадр, ты снялся, а режиссер смонтировал конечный вариант, и ты уже ничего не сможешь сделать. А в театре ты постоянно в процессе, ты постоянно работаешь над ролью. Ты каждый раз, отыграв спектакль, думаешь: «Тут же совсем в этом моменте можно сделать не так». И ты дорабатываешь и на следующий спектакль выходишь совсем с другим внутренним состоянием. И каждый раз ты разговариваешь со зрителем по-новому, используя слова и мизансцены, и пытаешься достучаться до него, до его чувств, а не тупо повторяешь слова текста. Только так можно получить отклик в душах зрителей. И именно поэтому один спектакль не похож на другой. Тем более, если в спектакле два состава. Сегодня у тебя поменялся партнер, и так,  как ты вчера играла, ты уже играть не будешь.

Был случай, когда Сергея Анатольевича пригласили поставить спектакль в театре, в котором мы раньше вместе работали. И к нему подошел зритель и попросил: «Пожалуйста передайте Маргарите Андреевне большой привет. Мы ее помним, я 15 (!) раз смотрел «Марию Стюарт» с ее участием». То есть человек смотрел и каждый раз он что-то новое для себя открывал.

– Если Вы уже упомянули спектакль «Странная миссис Сэвидж», просто не могу не задать следующий вопрос. В этом году Вы вернулись на сцену в этом спектакле после 20-летнего перерыва. Насколько тяжело было принять Вам это решение? И какое впечатление осталось от этой работы?

– Я последние 5-7 лет уже задумывалась о том, чтобы вернуться на сцену и неоднократно говорила об этом. Так что это не секрет и не новость. Но нужно было выбрать материал, чтобы он был в первую очередь полезен для театра, а не для меня, потому что я в свое время отыграла практически весь мировой репертуар. Нужно было выбрать пьесу, в котором партнеры подходили бы мне по возрасту, а главное, ту, которая могла бы иметь успех у зрителя. И «Странная миссис Сэвидж», с учетом всех этих требований, оказалась  идеальным вариантом. А насчет впечатлений…  Я получила от этой работы настоящее удовольствие. Мне безумно нравится общаться со зрителем! Мне безумно нравится что-то зрителю давать! Это моё! Это то, что меня вдохновляет!

– Тяжело было работать над ролью с учетом того, что у Вас огромная загруженность как у директора?

– Не особо. Во-первых, работа над ролью заняла не очень много времени. Около двух месяцев. А во-вторых, у нас в театре уже создан коллектив, который работает достаточно эффективно и без дополнительного надзора или понукания. Это плохо, когда директор все тянет сам на себе и у него нет ни одной свободной минуты. Конечно, я не бросала руководство театром, но и на репетиции у меня тоже время было.

– В спектакле «Странная миссис Сэвидж» играют несколько молодых актеров. Как я понял, таким образом Вы даете им возможность себя проявить и постепенно расширяете труппу?

– Конечно. Они же должны научиться работать на сцене и стать настоящими артистами. Просто сидя на скамейке запасных, не выходя на сцену, артистом не станешь. Да, мы стараемся обновлять состав труппы. В этом сезоне мы взяли очень много выпускников. Кто-то останется, кто-то уйдет. Это нормальный процесс. Но на сегодняшний день «вливание», если можно так сказать, в наш коллектив довольно большое. И мы стараемся, чтобы наше пополнение получило игровую практику и вводим их в спектакли. И уже через несколько лет у нас вполне вероятно засверкают новые «звезды».

– 15 июля в театре будет дано последнее в этом сезоне представление, и актеры уйдут в отпуск. Не боитесь ли Вы, что осенью, когда начнется новый сезон,  могут снова ввести какие-то ограничения, связанные с коронавирусом?

– Мы вернемся из отпуска в августе и начнем готовиться к новому сезону, начнем репетировать новые спектакли. А в сентябре начнем уже полноценно работать. Но это будут не вечерние спектакли, а какие-то программы для школьников, концерты и целевые спектакли. А большое, праздничное открытие сезона у нас будет в начале октября. Есть у нас идея, я пока не буду о ней говорить, но мы готовим для наших зрителей большой сюрприз.

Скажу честно, хотя у нас с эпидемиологической ситуацией, слава Богу, все стабилизировалось, но, мы сейчас не очень понимаем, что нас может ждать дальше. Очень надеемся, что осенью у нас тоже все будет хорошо, но вероятность возможного ввода каких-то ограничений учитываем в своих планах. Но мы в любом случае настроены позитивно. Мы надеемся, что люди начнут вакцинироваться и болезнь мы победим.

2

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *