Польша приютила беженцев из Каменского

Из-за войны на территории нашей страны многие украинцы вынуждены были эвакуироваться. Кто-то перебрался на западную Украину, где поспокойнее, а кто-то двинулся дальше – в Польшу, Чехию, Молдову, Германию и другие страны Европы. Для одних это была вынужденная необходимость – ведь из-за войны они лишились работы, жилья и даже близких. А некоторые уехали из страны, опасаясь за жизни своих детей, и чтобы сохранить свое морально-психологическое состояние. Много женщин и детей уехало и из Каменского. Какой же была эта дорога – подальше от войны, и что ждет переселенцев за границей, нам рассказала каменчанка Анна (имя изменено по этическим соображениям), которая с дочерью эвакуировалась в Польшу.

«С приходом войны жизнь как будто остановилась. На работу просили пока не выходить. Постоянно сидела дома, в кресле перед телевизором, сутками смотрела новости, от очередного ужасающего сообщения впадая в истерику. В какой-то момент муж сказал «Хватит! Собирайтесь, вам нужно уезжать. Так будет спокойнее». Одной с дочкой было ехать страшно. Пыталась уговорить сестру ехать вместе, но она не согласилась, у нее тут работа. Созвонилась с подругой, она с сыном тоже согласились и решили ехать вместе. Практически за ночь собрали вещи, кое-какие сбережения, документы и двинулись в путь. Если бы я знала, каким он будет тяжелым, наверное, никогда бы не согласилась», – вспоминает Анна.
Уезжали в первую неделю марта. Тогда еще ходили эвакуационные поезда. В Днепре им удалось сесть на бесплатную электричку, следовавшую на запад страны. Сказать, что дорога была сущим адом – это не сказать ничего. Анна говорит, что им с детьми еще очень повезло, что они ехали в вагоне и сидя. Иногда, чтобы дети могли поспать, им стелили «лежанки» из курток и пледов прямо на сумках. Люди сидели и лежали в проходах. Многие ехали в тамбуре. А если вспомнить, март в этом году «побаловал» нас десятиградусными морозами. Поэтому и в вагоне было совсем не жарко. До Львова ехали целые сутки.

Огромная проблема была с туалетом – а то есть с полным его отсутствием. Через несколько часов пути поняли, что ходить «по нужде» некуда. Когда были остановки, приходилось делать это между вагонами. Но те пассажиры, которые ехали в тамбуре, были этому, мягко говоря, не очень рады – иногда ругались, держали двери и не выпускали никого из вагона. Поэтому старались практически не пить воду и не есть, чтобы вытерпеть до ближайшей остановки.
Очень тяжело было детям, не как поиграть, полежать или пройтись, размять ноги. А многие мамочки ехали с грудными детьми. Иногда приходилось вставать, уступать им побольше места, чтобы они могли положить ребенка, покормить его, сменить памперс, помассажировать ручки-ножки. И это еще повезло, что малыши в вагоне попались очень спокойные, практически не плакали, а больше спали. А может, чувствовали эмоциональное состояние мамы и всех вокруг, что сейчас не до криков. Тогда Анна подумала, хорошо, что ее сестра с трехлетним сыном не согласилась ехать. Не известно, как бы они пережили эту поездку…

Но без криков и скандалов все же не обошлось. Пассажиры и так друг у друга на головах сидели. Люди были психологически и физически вымотаны, нервы практически на пределе. И в какой-то момент он настал. Рядом женщины начали громко кричать и ругаться, дошло до толкотни и почти до драки. Оказалось, одна великовозрастная «детина», парень лет 17, ехал с мамашей. Пока она вышла, он улягся на все сидение и решил поспать, не обращая внимания на детей, которые ехали рядом и сидели на полу. Одна женщина попросила его подвинуться и дать присесть детям, приправив это словами: «Какая мать тебя воспитала, подумай о ближних». На что юнец стал огрызаться, хамить, а потом  и вовсе толкнул обидчицу. Это увидел ее сын, стоявший в другой части вагона. Он стал расталкивать окружающих и пробираться к матери, чтобы защитить ее. Но окружающим чудом удалось успокоить и усмирить всех.

«А еще страшно было в Пятихатках, когда на станции люди пытались сесть в вагон, а места уже не было. Они брали электричку штурмом, выламывали двери, хотели разбить окна, чтобы попасть внутрь. Но никто из них так и не сел», – с ужасом вспоминает Анна.

Ехали сутки, всевозможными объездными путями, периодически останавливаясь. Такие остановки были незапланированными и казалось, длились бесконечно. «На одной из таких стоянок где-то в поле я вышла из поезда, позвонила мужу и в слезах говорила, что больше не могу – возвращаемся домой. Но он успокоил, и я поняла, что раз уж решили, нужно двигаться вперед», – поделилась Анна.

И вот наконец-то прибыли во Львов. Сначала хотели остановиться там, снять квартиру, искупаться, отдохнуть и потом решать, что делать дальше. После нескольких часов поисков этого сделать так и не удалось. Все телефонные номера, которые давали волонтеры, не отвечали или жилье уже не сдавалось. А цены на него просто шокировали. Пришлось с детьми ночевать в волонтерском центре у вокзала. Утром приняли решение ехать в Польшу. Дождались электричку до Перемышля и двинулись в путь. Оттуда добрались до Варшавы, а там волонтеры помогли найти жилье в небольшом селе, в часе езды от польской столицы.

При въезде в страну каменчанам оформили статус лиц, ищущих временного убежища, а в администрации поселка помогли с поиском жилья. Также были поданы документы на финансовую помощь, которая составляет около 250 злотых на взрослого и 300 злотых (почти 2 тыс. гривен) на ребенка. Пообещали выплачивать ежемесячно. Но, как поделилась Анна, за два месяца пребывания в Польше пока они не получили ничего – власти закон приняли, а финансировать его еще не начали. А потом и с жильем все не заладилось. Оказалось, что хозяева, которые их приютили в своем доме, рассчитывали на денежную компенсацию, предусмотренную государством. Но и для них выплаты пока не производятся по тем же причинам. Тогда нежданные гости стали неугодными и начались скандалы и придирки: то дети громко шумят, то еще что-то. А когда Анна приболела и лежала день с температурой, хозяйка дома закатила истерику, мол, понаехали сюда больные, небось, коронавирус к нам привезли и сейчас всех заразите. Вскоре после этого каменчанам пришлось съехать. Благо, в администрации поселка оказались очень доброжелательные и отзывчивые сотрудники. Они не только нашли новое жилье для Анны, ее подруги и их детей, но и помогли переехать туда. А находилось оно в том же поселке. В новом жилище для них выделили целый этаж, установили стиральную машинку. Да и хозяева оказались намного добродушнее. Живут пока бесплатно. Но вот за коммуналку приходится платить. Пока были без работы и ее не оплачивали. А как появился доход, будут оплачивать чуть больше 1000 злотых в месяц (это примерно 7 тыс. грн.).

Рассказывая свою историю, Анна каждый раз повторяла, что ее поражает открытость поляков и их желание помочь. Они с радостью откликаются на любую просьбу и стараются оказать любую помощь.

Мы – украинцы – народ такой, без работы долго сидеть не можем. Да и сложно в чужой стране без денег выжить. Вот и наши беженцы определили детей в школу, а сами устроились на работу.

Дети пошли в 4 и 6 классы. Пять дней в неделю ходят на уроки. Конечно, все преподается на польском, но ребятня старается, вникает. К тому же, два раза в неделю для них проводят дополнительные курсы польского языка, а позже будет и пять раз в неделю. Анна удивилась, как быстро ее дочь нашла себе подружек. Говорит, местные дети сами стараются подружиться с новенькими. Все время здороваются по-украински, общаются, а если какое-то слово не понятно, пытаются его объяснить. Маленькая каменчанка говорит, что ей в польском учебном коллективе психологически даже комфортнее, чем в своем классе на родине.

А чем же занялись мамы? В администрации поселка им помогли устроиться в пекарню. Хотя работа очень тяжелая, для них подобрали удобный график, чтобы они могли проводить время с детьми. Работают 4 дня в неделю, в основном ночью, по 8-10 часов. Готовят тесто, раскатывают лепешки для пиццы, режут начинку, формируют булочки. Готовят крем, а затем начиняют им пончики и круассаны, поливают глазурью. А после рабочей смены еще все остаются и убирают пекарский цех. От такой работы постоянно болит спина и ноги, руки выкручивает, на них вздулись вены. О красивом маникюре вообще забила напрочь. За два месяца пребывания за границей потеряла 12 % своего веса, поделилась Анна. Зная эту миниатюрную женщину с сильным характером, уверенно можно сказать, что она ни капельки не преувеличивает. «Поляки работают много, 6 дней в неделю по 12 часов, и говорят, что время отдохнуть придет только на пенсии», – говорит Анна.

Сразу стало интересно, а как же украинки общаются с коллегами по работе. Ведь нужно понимать язык, чтобы понять, как правильно выполнять работу. Оказалось, в пекарском цехе работает несколько грузин, которые отлично говорят на русском и все понятно объясняют. Но вот когда они начинают говорить на польском – это просто уморительно.
Вот так и живут пока беженки из Каменского в чужих краях. Но каждый день плачут, скучают и хотят вернуться на родину. И каждый день молят Бога, чтобы эта война поскорее закончилась.

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *