Черная дата в истории Каменского и после нее

26 лет назад, 2 июля 1996 года в Днепродзержинске (ныне Каменское) произошла страшная трагедия – разбился трамвай маршрута 2-А, переполненный пассажирами. Мы решили не только вспомнить об этом черном дне и помянуть погибших, но и рассказать, как сложились судьбы тех, кто был так или иначе «завязан» на этой катастрофе.
Как это было
Напомним, 2 июля 1996 года примерно в 6 часов вечера трамвай КТМ-5 (номер 1044) двигался по маршруту 2-А вниз по улице Чапаева в сторону проспекта Аношкина. Был час пик, в вагоне было примерно 150 пассажиров. Во время спуска у вагона неожиданно отказали тормоза, и трамвай на огромной скорости влетел в бетонное ограждение возле 10-й школы. Погибли 34 человека – 29 сразу, еще 5 умерли в больнице, около 100 пассажиров получили ранения.
Эта новость потрясла Украину и весь бывший СССР. В нашей стране «смазанными» оказались торжества по поводу принятия первой в истории независимости Конституции (была принята 28 июня 1996 года). В Днепродзержинск прибыла специальная комиссия из Киева, которую возглавил вице-премьер Василий Дурдинец, чуть позже в городе побывал и сам премьер Павел Лазаренко. Были сделаны жесткие «оргвыводы» – своих должностей лишились начальник транспортного управления Евгений Ледовский, первый вице-мэр Игорь Локтионов, который курировал экономику и финансы, а чуть позже – и первый в истории города всенародно избранный мэр Сергей Шершнев. Сменилось и руководство трамвайного управления.
Причины катастрофы
Как и следовало ожидать, комиссия назвала главной причиной плохое техническое состояние вагонов – они не вовремя ремонтировались, часто неисправными выходили на линии, что и привело к отказу тормозов. Почему так получилось? Комиссия Дурдинца пришла к выводу, что на поддержку трамвая выделялось мало средств, потому не было запчастей, не было за что капитально ремонтировать вагоны, даже штат слесарей-ремонтников депо был укомплектован лишь наполовину.  Потому-то злополучный вагон № 1044 и вышел на линию не готовым к работе, потому-то и отказали тормоза, посчитали в комиссии. А виновными были фактически названы уже указанные выше чиновники, которые в итоге и были отправлены в отставку. Но так ли это на самом деле?
Есть в официальной версии некоторые данные, которые вызывают сомнения. Это – трамвай № 1044. Вагон российского производства, марки КТМ-5, и – внимание – 1991-го года выпуска! То есть старым и изношенным этот вагон не был! Такие вагоны в Днепродзержинск начали поступать в 1992-м году, чтобы хоть как-то заменить выходившие все сроки чешские «Татры», которым на тот момент было по 20 и более лет. Потому версия о том, что-де вагон был старым, а руководство города не озаботилось его ремонтом или заменой, не выдерживает никакой критики.
Скорее всего, в этой страшной истории сыграло роль то, что ныне называют «человеческим фактором». Во-первых, водителем была 20-летняя девушка, которая незадолго до этого закончила ускоренные курсы в Виннице и по распределению приехала в Днепродзержинск. Не исключено, что в экстремальный момент она или растерялась, или вовсе потеряла сознание от стресса, из-за чего не смогла вовремя принять меры, чтобы остановить вагон и эвакуировать пассажиров. Во-вторых, масса вопросов к тем, кто проводил техосмотр и выпускал вагон № 1044 на линию – действительно ли он был на 100% исправен и гарантировал безопасность пассажиров?  Так что выводы столичной комиссии о том, что-де не справились с работой руководители города, явно «притянуты за уши» – не могут ни начальник транспортного управления, ни первый вице-мэр, ни мэр лично осматривать каждый вагон перед выходом, нет у них для этого ни времени, ни возможностей, ни полномочий.
Киевская комиссия также заявила, что на уровне Кабинета министров будет подготовлено и принято постановление о кардинальной замене подвижного состава в трамвайно-троллейбусном хозяйстве городов Украины. Увы, здесь, как говорится в народе, гора родила мышь. Не известно, как в других городах, но в Днепродзержинске «кардинальная замена» была более чем скромной – по распоряжению тогдашнего премьер-министра Павла Лазаренко городу выделили целых 3(!!!) новых трамвая «Татра-Юг» производства днепропетровского «Южмаша», на этом все и закончилось.
Что было дальше
Интересно посмотреть, как сложились судьбы тех, кто упоминался в истории 2 июля 1996 года. Начнем с мэра Сергея Шершнева, который вскоре после катастрофы был вынужден уйти в отставку. После ухода он работал в коммерческих структурах, в 2002 году баллотировался на пост мэра, но неудачно, занял лишь третье место. В 2010 году стал депутатом городского совета по спискам Партии регионов, чуть позже получил звание Почетного гражданина Днепродзержинска. К сожалению, пандемия коронавируса совсем недавно прервала его жизнь.
На смену Шершневу пришел Василий Швец, который стал первым в Украине городским головой, избранным по новой Конституции. Тогда говорили, что руководителем Днепродзержинска он стал не без помощи Павла Лазаренко. На посту городского головы он проработал до весны 2005 года, был вынужден уйти по политическим мотивам – на президентских выборах-2004 он был лидером городской организации Партии регионов и поддерживал Януковича. Понятно, что «оранжевые» сторонники победившего Ющенко Швецу этого не простили. Уже после отставки Василий Швец возглавил местное отделение Межрегиональной Академии управления персоналом, причем успешно – при нем МАУП обзавелась новым зданием по улице 9 Мая, стало популярным ВУЗом Днепродзержинска. Вернулся в Партию регионов, на досрочных парламентских выборах 2007 года возглавил городской штаб ПР и показал отличный результат. В 2010 году стал депутатом горсовета от регионалов, чуть позже вместе с Шершневым получил звание Почетного гражданина Днепродзержинска.
Игорь Локтионов после отставки в 1996 году занимался бизнесом, но уже в конце 1997-го вернулся на пост первого вице-мэра. Затем, уже в первой половине 2000-х, ушел на должность вице-мэра Севастополя, после этого его след теряется.
Также потерялся и след Евгения Ледовского. После ухода с поста начальника транспортного управления в 1996 году он работал в «Укртелекоме», однако нигде больше в публичной плоскости Днепродзержинска не появлялся.
А вот сменивший его Евгений Максименко стал яркой фигурой. Повторно приняв должность начальника транспортного управления (а он уже занимал ее в начале 90-х), он проработал там недолго, ушел руководителем сначала трамвайного управления, а затем возглавлял жилищно-коммунальную сферу Баглейского района. Чуть позже появился в окружении тогдашнего народного депутата Станислава Сафронова. Сам был депутатом горсовета и активно продвигал идею православного мира. В 2004 году был активистом Партии регионов, поддерживал Януковича. На парламентских выборах 2006 года даже были планы внести его в первую сотню этой партии, то есть он имел 100%-е шансы стать народным депутатом, но в последний момент в штабе Януковича его в списке заменили на экс-Генпрокурора Святослава Пискуна. После этого окончательно ушел в религию, его усилиями в Куриловке был построен православный храм, где Максименко служит и по сегодняшний день. Также приложил массу усилий по созданию независимой от Днепропетровска Днепродзержинской епархии, многие ожидали, что он ее и возглавит. Но в Киеве сделали выбор в пользу луганского священника Владимира.
После катастрофы городским трамваем стал руководить опытный Александр Морохов. Он, как и Максименко, вернулся на должность, которую занимал до 1992 года и с которой был вынужден уйти после первой забастовки трамвайщиков. Проработал до 1998-го, и снова причиной его ухода стала забастовка на предприятии. Вскоре после этого скончался, сегодня многие горожане знают эту фамилию благодаря его сыну Олегу и внуку Глебу, которые оставили заметный след в современной истории Днепродзержинска-Каменского.
И, наконец, нельзя не вспомнить еще раз об обещанном в 1996-м кардинальном обновлении подвижного состава. После трех «лазаренковских» вагонов «Татра-Юг» следующее обновление было в 2000-м: такой же вагон под номером 2000 Днепродзержинску в честь 250-летнего юбилея подарил тогдашний президент Леонид Кучма. Трамвайное хозяйство города продолжало переживать тяжелые времена – отсутствие средств, выход из строя вагонов, угроза забастовок и так далее. Во многом предприятие держалось на авторитете и компетентности его руководителя Сергея Гладких, который возглавлял это беспокойное хозяйство с 2001 по 2011 годы, но потом и он ушел по инициативе тогдашнего мэра Станислава Сафронова, а ныне и вовсе уехал из города. Лишь в 2014 году город сумел купить новый вагон «Татра Юг» днепропетровского производства, тогда шептались, что при этой покупке было не все законно. Но, как бы там ни было, к 2015 году на линии выходило немногим больше десятка вагонов (при СССР их было более 70!!!). Лишь после осени 2015 года городская власть наконец-то «повернулась лицом» к трамваю, появились обновленные вагоны, приведены в порядок депо, рельсовое хозяйство и контактные сети. Впрочем, это – уже другая история.
Так сложилась история вокруг трамвая и городской политики после роковой даты 2 июля 1996 года. Сегодня мы чтим память погибших и надеемся, что больше такого никогда не повторится.
И вот еще что. Сегодня в Каменском большой концерт – театр имени Леси Украинки закрывает сезон. Надеемся, что в программе найдется время для минуты молчания в память о тех, кто ехал в «трамвае смерти» № 1044…  

Вам буде цікаво

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *